окулус | статьи | астрология и вера | астрологическая символика в христианстве

Астрологическая символика в христианстве
Виноград

Виноградная лоза - один из символов "Древа Мирового", со всеми присущими "Древу" понятиями и функциями. Изображения ее встречаются на облачении священнослужителей, в росписи храма, частые ссылки на "Виноград" в Священном Писании, причем в иносказательных выражениях.

"Иаков в благословении своем Иуде предсказал: "он привязывает к виноградной лозе осленка своего и к лозе лучшего винограда сына ослицы своей; моет в вине одежду свою, и в крови гроздов одеяние свое" (Быт. XLIX, 11, 12), чем указывалось на изобилие винограда в земле обетованной.

Виноградная лоза считалась у Иудеев символом всего, что только было сильно, красиво, полезно. Поэтому в книгах пророчеств Иудея и Иудейская Церковь уподобляются великой виноградной лозе, украшенной превосходнейшими плодами, насажденной и хранимой Самим Богом (Иер. II, 21; Пс. LXXIX, 9). Сам Бог был виноградарем, Израиль виноградником, а каждый истинный израильтянин его ветками. Непокорность народа, его растление и развращение сравниваются с диким и чуждым виноградом, производящим вредные и даже ядовитые плоды (Ис. V, 2; Иер. II, 21): "Виноград их, (т.е. непокорных израильтян), - говорит Моисей в своей обличительной песне (Втор. XXXII, 29, 31, 33), - от виноградной лозы Содомской и с полей Гоморрских; ягоды их - ягоды ядовитыя; грозди их горькие; вино их яд драконов и гибельная отрава аспидов".

Изображая внутреннее духовное и теснейшее единение верующих с Собою, сам Господь называет Себя виноградною лозою: "Я есмь истинная виноградная лоза, а Отец Мой - виноградарь"... (Иоан. XV, 1-6) и под видом хлеба и вина виноградного Он преподал нам высочайшее Таинство Тела и Крови Своей (Мф. XXVI, 26-28 и друг.)." (Библейская энциклопедия, М., 1891 / Репринтное изд., 1990). "Господь Иисус Христос - лоза," Древо виноградное"; христиане - ветви и отростки. Мы прицепляемся к Нему верою, плод же приносим жизнью по вере. Отец Небесный - ветроградаръ, который смотрит за этим деревом. Какая ветвь не приносит плода, то есть, кто верует, а не живет по вере, - ту Он отсекает, кто не только верует, но усердствует и жить по вере, тому Бог всячески помогает богатиться добрыми делами, которые плоды веры" (Еп. Феофан, Мысли на каждый день года по церковным чтениям", М., 1991).



предыдущая глава