окулус | статьи | астрология и вера | астрологическая символика в христианстве

Астрологическая символика в христианстве
Введение

Раздел назван "Астрологическая символика в христианстве" не случайно. Все сущее на Земле выполняет свое персональное высшее предназначение, которое соответствует Воли Всевышнего. Господь создал волхвов (звездочетов, астрологов), чтобы они читали "Знамения", фиксировали то или иное событие. Волхвы же и пришли поклониться рожденному Сыну Отца Небесного в полном соответствии со своим высшим предназначением. Кроме волхвов новоявленную звезду на небе (посланное знамение о рождении Мессии) видели все, но лишь они смогли понять и расшифровать ее появление и произвести соответствующее действие: поклониться Мессии и принести ему дары. Дары эти - не только то вещественное, что они принесли Иисусу: золото (как Царю), ладан (как Богу) и смирну (как Искупителю - Страдальцу), но и весь ветхозаветный запас знаний, которым они располагали. Они были «ДО» Рождества Христова, выполняя свою Богоданную миссию. Приведем полностью определение "Волхвы" (Библейская энциклопедия, М., 1891 / Репринтное изд. Свято-Троице-Сергиевая Лавра, 1990):

"ВОЛХВЫ == (Мф. II, 1) - ученые мужи, обладавшие обширными знаниями тайных сил природы, занимавшиеся наблюдением небесных светил и т. п. Они были по преимуществу Персы, но находились и в Аравии и других странах Востока, как напр. "волхвы Египетские", упоминаемые в дни Иосифа и Моисея (Быт. ХLI, 8; Исх. VII, 11), Валаам у Мадианитян (Числ. XXII, 23), волхвы и мудрецы Персидские, упоминаемые у Даниила (Дан. II, 4), и, наконец, волхвы, или мудрецы, по необыкновенно замеченной ими на востоке чудной звезде совершившие путь в Вифлеем на поклонение Богомладенцу Спасителю, (Мф. II, 1, 2), так как древние пророчества внушили волхвам ожидать на Востоке рождения Спасителя мира. Наука и философия тогда только приобретают свое истинное высокое значение и надлежащую силу, когда они покорно и смиренно склоняются к ногам Иисусовым. Впрочем с давних времен слова маги, волшебники, или волхвы принимались и в дурную сторону, и с ними соединялись понятия о снотолкованиях, волшебстве, ворожбе и т.п. Таковы были волхвы Египетские, несколько подражавшие чудесам, совершенным Моисеем и Аароном и упоминаемые во времена Иосифа и Моисея (Быт. ХLI, 8; Исх. VII, 11). Против волшебства в Священном Писании говорится во многих местах, и оно строго воспрещается как в Ветхом, так и в Новом Завете (Лев. XIX, 26, 31; XX, 6, 27; I Цар. XXVIII, 3, 4-14; ДеянVIII, 9-11; XIII, 6-12; XIX, 13-16)".

Временная шкала, в Библейском изложении, разорвана на два этапа: Ветхий и Новый Заветы, "до" и "после" Рождества Христова. В принципе, АстроЛогия - наука Ветхого Завета, когда даже цари обращались за советом, предсказаниями к волхвам и звездочетам.

"ВЫЗЫВАТЕЛИ МЕРТВЫХ, ВОЛШЕБНИКИ == (Лев. XX, 6) -волхвователи, занимавшиеся вызыванием и вопрошением мертвых с целью узнать от них сокровенные тайны будущего. Из числа их особенно известна волшебница Аэндорская, вызвавшая для Саула тень пр. Самуила. Ни один грех не порицается так строго в Священном Писании, как волшебство, вызывание и вопрошение мертвых (Втор. XVIII, 10, 14) и при том не только в Ветхом, но и в Новом Завете (Гал. V, 20)" (Библейская энциклопедия, М., 1891 / Репринтное изд. 1990).

Волхвы, принесшие Богомладенцу дары, были последними ветхозаветными представителями своей профессии, теперь им, как и всем нам, оставалось полагаться только на Божественную Волю и Справедливость, не высматривая Волю Бога на небе, не читая планетарные знамения. Все так и было бы, но..., живя во времена Нового Завета, мы остаемся людьми ветхозаветными, предпочитая читать Волю Всевышнего на небе, а не в своей душе. Поэтому этот запас знаний еще находит свое применение, АстроЛогия остается живой наукой, с присущим ей практическим применением. Церковь призывает нас оставить все ветхозаветное, старое: гнев и ложь, страх и убийство, ненависть и прелюбодеяние. Поэтому священнослужители и говорят, чтобы мы не обращались за советами к магам, гадалкам, астрологам, как пользующихся ветхими знаниями, не нужными в новое время, но...

Кроме АстроЛогии, существует целый ряд наук, пользующихся древними знаниями, науки эти тоже являются ветхозаветными: врачевание, учительство, земледелие... Накопленный запас знаний, в какой бы то ни было отрасли человеческой деятельности, просто так выбросить невозможно, слишком большая энергоемкость. Его можно не использовать (положить в архив), а можно отдать на волю Бога, что и сделали волхвы. В Новом Завете человек связан с Богом напрямую, без посредников, если человек сам этого хочет: Бог Врачеватель, Бог учитель, Бог Сеятель, Бог Судья.

О волхвах немало сказано в Священных текстах. Никому не придет в голову и не повернется язык оспаривать святость текста "Акафист Пресвятой Богородице", первого из известных песнопений такого направления, положившего начало всему "акафистному" пласту Богословской праздничной гимнографии. В нём сказано: "Боготечную звезду узревши волсви, тоя последоваша зари и, яко светильник держаша ю достигше Непостижимого" (Кондак 5). Или совсем конкретно о предназначении волхвов: "Проповедницы богоноснии бывше волсви" (Кондак 6).

Тропарь каждого Праздника кратко передает нам сущность празднуемого события. Почти все слова тропаря праздника Рождества Христова говорят о поклонении волхвов родившемуся на земле Богомладенцу. Волхвы были язычниками, знали древнее пророчество Валаама о появлении звезды от Иакова (Числ. 24, 17), но они дошли не только до Вифлеема, но и до веры в родившегося Христа, посредством доступного им "канала" связи - своих Астрономических исследований. Об этом в тропаре говорится: "Воссия мироеи сеет разума, в нем бо звездам служащий, звездою учахуся". Вера без дела мертва. Вера волхвов не осталась только в их научных выводах, а стала живой, подвижной, действенной, исповеднической. Движимые ею, они отправились из своей страны в далекое путешествие, открыто исповедали свою веру в родившегося Мессию в Иерусалиме. Их веру не поколебал тот факт, что вместо царской пышной обстановки они увидели убогий вертеп, а самого Царя царей - лежащего в яслях на соломе.

Путь познания Христа у волхвов, представителей высшего научного разума своей эпохи, был от разума к вере, именно научные изыскания, звезды видимого неба привели к вере во Христа. Эти научные знания - АстроЛогия в частности, волхвы свидетельствовали об истинах веры научным разумом и показали, что высшее предназначение науки в приложении к вере должно заключаться в служении Христу и Его божественной славе.

Были волхвы и, в своей повседневной практике, пользовались, как бы то ни было, символикой (в виде даров они и ее принесли в дар Иисусу). Символика ДАРОВ неоднозначна, впрочем, как и вся в христианстве.

"ЗОЛОТО == в иносказательном смысле слово золото часто употребляется свящ. писателями для означения силы духовных даров (Иов. XXVIII, 15), повелений Господних (Пс. XVIII, 11); они (суды Господни) вожделеннее золота, и даже множества золота чистого; уст разумных и знания (Притч. XX, 15), - испытанной веры (I Петр I, 7) и искупления (ст. 18). В кн. прор. Исайи (XIII, 12) золото служит символом могущества и богатства, и потому-то Вавилонская империя представляется под видом золотой головы (Дан. II, 38)» (Библейская энциклопедия, М., 1891 / Репринтное изд., 1990).

"Золото" символически связывается с сиянием Божественной славы, в которой пребывают святые, это цвет нетварный (невещественный), не знающий дихотомии "свет - тьма". Золото - символ Небесного Иерусалима, о котором в Откровении Иоанна Богослова сказано, что его улицы "чистое золото и прозрачное стекло" (Откр. 21, 21). Наиболее адекватно этот образ выражается через мозаику, которая передает единство несовместимых понятий -"чистое золото" и "прозрачное стекло", сияние драгоценного металла и прозрачность стекла.

В системе христианской символики "Золото" занимает особое место. Золото принесли волхвы родившемуся Спасителю [Мф. 2, 21). Ковчег Завета древнего Израиля был украшен золотом (Исх. 25). Спасение и преображение человеческой души также сравнивается с золотом, переплавленным и очищенным в горниле ( Зах. 13, 9). Золото как самый драгоценный металл на земле служит выражением наиболее ценного в мире духа. Золотой фон, золотые нимбы святых, золотое сияние вокруг фигуры Христа, золотые одежды Спасителя и золотой ассист на одеждах Богородицы и ангелов - все это служит выражением святости и принадлежности к миру вечных ценностей. Разъяснение:

"АССИСТ - (лат. - присутствующий) = в иконописании лучи и блики, исполненные золотом или серебром, составляющие рисунок одежд, волос и т. п. Символизирует присутствие Божественного света". С утратой глубинного понимания смысла иконы золото превращается в декоративный элемент и перестает восприниматься символически.

В символике "до" Христа значение "Золото" то же самое: символ чистоты, золотое сияние Солнца, серебряный свет Луны. Это не только цветовая символика, но выражение типа энергии: Солнце горячее, золотое, мужское; Луна холодная, серебряная, женская.

"ЛАДАН == (Быт. XLIII, 11)- благовонный древесный сок, твердеющий на воздухе. В древние времена ладан составлял значительный предмет торговли (Быт. XXXVII, 25; LXIII, 11) и считался одним из ценных даров, которые в древности обычно подносились царям, вельможам и другим важным лицам в знак особенного благоволения (Мф. II, 11)" (Библейская энциклопедия, Свято-Троице-Сергиева Лавра, 1990/Репринтное изд.). В иносказательном смысле ладан символизирует всепроникаемость Бога. О символике "Смирны" см. Главу № XVII "Церковные Таинства" настоящего пособия.

В последующем христианство заимствовало Астрологическую символику, включило ее в свой арсенал высших сакральных символов-ценностей. Кроме звезд, строгий иконописный канон допускает изображение Солнца и Луны.

"СОЛНЦЕ == (Быт. I, 16; XV, 12 и др.). Великое значение и важность сего небесного светила достаточно объясняет нам причины, почему оно так часто упоминается в Священном Писании. Многие из этих указаний совершенно понятны и не требуют особых объяснений, но мы можем сказать несколько слов касательно языческого боготворения солнца, о котором нередко говорится на страницах Библии. Как кажется, боготворения солнца было одним из древнейших видов язычества (Иов. XXXI, 26, 27). С течением времени оно распространилось более, и солнце получило несколько разнообразных наименований и стало олицетворяться в различных символах и образах. Египтяне выработали особенную систему поклонения солнцу. Финикийский Ваал, очевидно, был олицетворением солнца. Вавилоняне, Халдеи, и большая часть языческих народов Азии предавались поклонению солнца, под тем или иным наименованием. От них приняли оное Греки и Римляне, и отсюда оно распространилось в большей части тогдашней Европы. Боготворение солнца служило одною из тех форм идолопоклонства, в которое впадали иногда Евреи. Вот почему в Библии встречаются такие выражения: кони, которых ставили цари Иудейские солнцу (IV Цар. XXIII, II, курения, которыя возжигали пред Ваалом, солнцем, и др. (ст. 5). Поклонению солнцу было воспрещено в Пятикнижии Моисеевом [Втор. IV, 19; XVII, 3). Боготворение солнца было особенно распространено между некоторыми Аравийскими племенами. СИМВОЛИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ СОЛНЦА (курсив автора} в Священном Писании весьма разнообразно.

1. Захождение и затмение солнца означает гнев Божий и Его праведное наказание, также бедствие, скорбь и страдания (Мф. XXVII, 45); его свет и ясное сияние означает счастливое состояние (Исайи XXX, 26). Сам Господь, как источник всякого света, блага и блаженства, образно называется в Священном писании солнцем (Псал. LХХХШ, 12). Он просвещает человека, очищает, укрепляет, оживляет, согревает и делает способным и готовым ко всякому благому делу. Что закат и затмение солнца служит образом несчастия для людей и для целых народов, это видно из многих мест Священного Писания (напр. Иерем. XV, 9; Мих. III, 6,- Исайи V, 30; XIII, 9; Иезск. XXXII, 7, 8; Амос. VIII, 9).

2. Все делающий ясным и открытым свет солнца служит символом открытия, обнаружения, возмездия и праведного наказания (Сир. XVII, 16; XXIII, 28; Числ. XXV, 4; II Цар. XII, 11, 12).

3. Неизменяемый порядок, в котором солнце целые тысячи лет совершает свое дневное и годичное течение, служит залогом и образом неизменяемости Божественных советов и определений (Иерем. XXXI, 35, 36; Псал. LXXI, 5, 17; LXXXIX, 36, 37).

4. В особенности солнце служит образом слова Божия. Как оно в царстве природы распространяет свет и теплоту, жизнь и плодородие, то же самое производит слово Божие в царстве духовном и нравственном (Псал. XVIII, 2 - 7). И если небо и земля со своими светилами некогда прейдут, то слово Божие никогда не прейдет (Лук. XXI, 23; сн. I Петр. XXIV, 25).

5. Носители слова Божия имеют солнце своим символом. Истинная Церковь в Откровении Иоанна изображается облеченною в солнце (Апок. XII, 1). Праведники, возрожденные словом Божиим, воссияют некогда, как солнце в царствии Отца их (Мф. XIII, 43; сн. Дан. XII, 2; Исайи XXX, 26; Суд. V, 31).

6. Но истинное солнце, истинный свет, коего видимое нам Солнце служит только слабым отблеском, есть Вечное Слово, Господь, Христос. Лицо его сияет как солнце в силе Своей (Апок. I, 16). Он есть Солнце правды (Мал. IV, 2), истинный свет (Иоан. I, 9), пришедший в мир, чтобы отделить свет от тьмы, чтобы служить светом миру (Иоан. III, 19; VIII, 12; IX, 5) и все просвещает, - Он свет невечерний, вечный, незаходимый (Апок. XXI, 23; XXII, 5)" (Библейская энциклопедия, М., 1891 / Репринтное изд. 1990). Названия светил (Солнца и Луны) написаны с маленькой буквы в тексте издания "Библейская энциклопедия". Солнце и СВЕТ - два нераздельных понятия, часто взаимозаменяемых.

"СВЕТ == (Быт. I, 2, 4) - элемент, посредством которого видимы различные предметы. Свет был сотворен в первый день, хотя небесные светила сотворены только в четвертый день; поэтому вопрос - проистекает ли свет от солнца; или это есть особая жидкость, повсюду разлитая во вселенной, испускающая под влиянием солнца лучи и приводимая оным в колебание и движение - вопрос доселе нерешенный. Слово свет часто употребляется иносказательно в Священном Писании.

- Господь Иисус Христос нередко называется светом. "Бог, по слову Писания, живет в свете неприступном. Бог есть свет, пишет св. Иоанн Богослов, и нет в нем никакой тьмы" (I Иоан. 1, 5).

- Свет служит в Священном Писании эмблемою знания, чистоты жизни, святости и радости и т.п. "Так да светит свет ваш пред людьми, говорит Спаситель, чтобы они видели ваши добрыя дела, и прославили Отца вашего небесного" (Мф. V, 16)" (Библейская энциклопедия, М., 1891 / Репринтное изд., 1990). "Я свет миру; кто последует за Мною, тот не будет ходить во тьме, - говорит Господь, - но будет иметь свет жизни". Если есть СВЕТ, то есть его противоположность - ТЬМА.

"ТЬМА == (Быт. I, 25). В начале творения, по слову Бытописателя, тьма была над бездною, которая и названа ночью... Слово тьма часто употребляется в Библии иносказательно для означения невежества, печали, наказания, сени смертной, и области злых духов." (Библейская энциклопедия, М., 1891 / Репринтное изд., 1990). Тьма, ночь имеет также значение углубленной сосредоточенности.

Вместе с Солнцем ведущее место в христианской символике занимает Луна.

"ЛУНА == (I Нав. X, 12, 13; Быт. XXXVII, 9), или меньшее светило (Быт. I, 16) - есть планета, обращающаяся вокруг земли (спутник земли) и светящаяся светом, заимствованным от солнца. В Священном Писании Церковь Божия на земле величественно сравнивается с луною, так как она заимствует свой блеск и сияние от Солнца правды Христа. "Кто это блистающая, как заря, прекрасная, как луна, светла, как солнце, грозная, как полки с знаменами"? - говорит таинственный жених о своей возлюбленной в кн. Песнь Песней (VI, 10). Течением луны определяется весь Еврейский праздничный календарь... Язычники вообще боготворили луну под разными наименованиями, как-то: царицы небес, Венеры, Урании, Астарты, Дианы и др. (Втор. IV, 19; XVII, 3; Иов. XXXI, 26, 27)... У Екклезиаста померкающий свет солнца, луны и звезд служит изображением старости. "Доколе не померкли солнце и свет, и луна и звезды, говорит он, и не нашли новыя тучи вслед за дождем" (XII, 2). У пророков и в Новом Завете изменения в солнце, луне и светилах небесных представляются предвестниками и знамениями великих и страшных грядущих событий в судьбах мира и человеческой жизни. "В новом небе и на новой земле, по свидетельству Тайнописца, не будет нужды ни в солнце, ни в луне для освещения, ибо Господь Бог Сам будет светом для спасенных народов и они будут ходить во свете Его" (Откр. XXI, 1, 23, 24; ХХII 5)" (Библейская энциклопедия, М., 1891 / Репринтное изд., 1990).

Этот настойчивый мотив противопоставлений и иносказаний постоянно применяется в христианской символике, заимствованной у волхвов, например, являясь отражением дуальностей (день-ночь, инь-ян), для разграничения верхнего-нижнего, вертикального-горизонтального, являясь основой многих систем: "Древа Мирового", "Горы".

Волхвы предсказали приход Мессии по появлению Вифлеемской ЗВЕЗДЫ, то есть АстроНомически-АстроЛогически, по положению звезд. В нижеприведенном определении метафорика "Звезды" разнообразна и интересна. Не отрицая появления самой звезды в Рождество Мессии, равно и прихода волхвов на поклонение Ему, тем не менее делается "уточнение", что природа этой звезды была невещественная.

"ЗВЕЗДЫ == (Втор. IV, 19) - под сим названием Евреи разумели все созвездия , планеты и небесные тела, кратко, все светила, за исключением солнца и луны, созданные Богом вместе с солнцем и луною в четвертый день творения. Псалмопевец, изображая всемогущество и всеведение Божие, говорит, что Он исчисляет количество звезд, всех их называет именами их (Пс. CXLVI, 4). Свящ. писатели для выражения необъятного множества употребляют следующие выражения: "сосчитай звезды, если ты можешь счесть их-, столько будет у тебя потомков" (Быт. XV, 5), сказал Господь Аврааму; или другое равносильное сему выражение: как песок морской. Ничто в видимом мире не говорит так красноречиво о славе и всемогуществе Творца, как звездное небо (Пс. XVIII, 1): " Небеса проповедуют славу Божию, и о делах рук Его возвещает твердь. - Когда взираю я на небеса Твои, дело Твоих перстов, на луну и звезды, которыя Ты поставил, взывает псалмопевец, то что есть человек, что Ты помнишь его, или сын человеческий, что посещаешь его}" (Пс. VIII, 4, 5). В кн. Иова пишется, что когда Господь полагал " краеугольный камень в основание земли, тогда, при общем ликовании утренних звезд, все сыны Божий восклицали от радости" (Иов. XXXVIII, 7). ВИФЛЕЕМСКАЯ ЗВЕЗДА, явившаяся волхвам и приведшая их к месту рождения Спасителя, очевидно, не была естественным явлением, но чудесным: - исполнивши свое назначение, она затем исчезла с неба. Свт. Иоанн Златоуст говорит, что в виде звезды, руководившей волхвов, был ангел. " И звезды спадут с неба" (Мф. XXIV, 29), указывал Господь Спаситель, как на одно из знамений Своего будущего пришествия на землю и страшного Суда. В Священном Писании в особенности упоминаются следующие звезды: утренняя звезда (планета Венера), по пр. Исайи (XIV, 12) денница или сын зари: Плеяды, Орион, Медведица. "Сотворил Асъ, Кесиль и Хима (созвездия, соответствующие оным в настоящее время) и тайники юга" - говорится в кн. Иова (IX, 9). "Можешь ли ты связать узел Хима и разрешишь узел Кесилъ? Можешь ли ты выводить созвездия в свое время, и вести Асъ с ея детьми?" говорил Бог Иову. Знаешь ли ты устав неба? ( XXXVIII, 31, 33). Дракон или змий. Рука Его образовала быстрого скорпиона (Иова XXVI, 13). В пророчестве Валаама - восходит звезда от Иакова (Числ. XXIV, 17), под звездою разумеется Мессия - Христос, называемый в Откровении Иоанна светлою, утреннею звездою (XXII, 16), так как Он озарил землю светом евангельского дня и вполне открыл людям тайны царствия Божия." (Библейская энциклопедия, М., 1891 / Репринтное изд., 1990).

Каждому из нас Господь дает "Знамение" в соответствии с уровнем развития нашего сознания. Чтобы это стало понятно, вспомните приход невещественного архангела Гавриила к Деве Марии с Благовещением, когда он предстал в виде человеческой фигуры (другие случаи в Священной истории - в образе Света, Голоса, Грома,Ветра...). Обратите внимание, что знак прихода Мессии появился в том видимом символе, в каком был понятен волхвам: Звезды. Даже если природа ее была нематериальна, как ангельская, то форму она приняла в виде, понятном для прочтения тем, кто, по промыслу Божьему, должен был возвестить приход Спасителя.

Символика понятия "Звезды" разнообразна. Обобщая это понятие, "Звезды" даны для:

  • знамений происходящих или
  • грядущих великих событий,
  • как олицетворенное понятие Иисуса Христа,
  • как "путеводная звезда", то есть для указания
  • правильного пути.

Солнце, Луна, Звезды находятся на НЕБЕ.

"НЕБО == слово употребляется в Священном Писании в различном смысле. Иногда оно означает просто атмосферу, непосредственно окружающую землю. Таким образом выражение: все народы под всем небом (Втор. IV, 19) значит почти то же, что и выражение - все народы на земле. В этом смысле небо есть область, назначенная для птиц, как земля служит областью человека и животных, а вода - для рыб. В другом смысле под небом разумеется небесная твердь или свод небесный, на котором вращаются солнце, луна, звезды и другие небесные тела. В Священном Писании небо иногда именуется завесою, сосудами неба (Иов.ХХХVIII, 17), свитком (Откр. VI, 14). Таким образом атмосфера ли то, или твердь небесная, небеса в означенном смысле представляют предмет, доступный нашему глазу: посмотри вверх на звезды, говорится в кн. Иова как они высоко (Иов. XXII, 12). Это небо говорит нам о Боге , поражая наше зрение своею красотою, величием, гармонией (Пс. XVIII, 2). Оно же обречено в последний день суда на уничтожение, точно также, как и земля. Тогда небеса с шумом, прейдут, говорит св. ап. Петр, земля же и все дела на ней сгорят (II Петр. III, 10 - 13). Оно свиется как свиток, говорится в Откровении (VI, 14). И увидел я, говорит в Откровении Св. Тайновидец, новое небо и новую землю, ибо прежнее небо и прежняя земля миновали и моря уже нет (XXI, 1). Наконец кроме атмосферы, тверди, под словом небо разумеются так называемые небеса небес. Это невидимый, невещественный мир, быть может то самое третье небо, о котором упоминает св. ап. Павел (II Кор. XII, 2). Здесь, на высоте небесной находится святое особенное место вездепри-сутствия Божия, здесь престол Его, здесь Он ходит по небесному кругу (Иов. XXII, 14); здесь особенно присутствует Господь Иисус Христос (Деян. III, 21), здесь и Дух Божий являет Свою всепроникающую силу от семи огненных светильников, горящих пред престолом Божиим (Откр. IV, 5). Это небо есть место пребывания ангелов всех чинов. Здесь, в месте упокоения, обретаются духи праведников, достигших совершенства (Евр. XII, 23). Это небо называется иначе то лоном Авраамовым, то раем. Мы читаем в Священном Писании о небесных обителях, о небесном отечестве, о небесном граде Иерусалиме. Оно описывается как бы имеющим свой град, свой храм, своих многих обитателей, свои венцы славы и свои источники освежения. С этого неба Господь приходил на землю, туда вознесся и оттуда снова придет судить живых и мертвых" (Библейская энциклопедия, М., 1891 / Репринтное изд., 1990).

Но "Небо" - еще и символ внутреннего состояния Души, ее чистоты, св. Исаак Сирский в своих поучениях говорил так: "Небо находится внутри тебя, если ты чист; в самом себе ты увидишь Ангелов и свет их, а с ними и в них и Владыку их" (Свт. Игнатий Брянчанинов, Отечник, М., 1996 / Репринтное изд. 1891). В Главе № XII "Весы разных категорий или Человек - Весы" настоящего пособия подробно изложен принцип Божественной середины и горизонтальных связей в обществе, как отражение символики "Древа Мирового". Чем ближе вы к середине, тем ближе к Богу, тем чище ваше внутреннеее "Небо", а значит и возможности связей с "миром невидимым" тоже выше.

Единая Истина находит разные проявления во всех культурах и всех религиозных формулах, что, как отражение общности, наблюдается в однотипной символике. Все религиозные таинства, обряды, очищающие верующих от скверны греха, действуют, в том числе, и через символы. По определению "Полного церковно-славянского словаря", М., 1993г.:

"СИМВОЛ" == условный знак, выражающий целое понятие, как, например, якорь - символ надежды, голубь - символ кротости, дуб - крепости, меч - войны, круг - вечности и прочее".

Символизм, важный способ выражения высоких Истин, издавна употребляется Церковью, чтобы посредством изображения предметов, взятых из жизни, направлять ум верующих к поэтапному познанию духовного мира, пользуясь эмблематическими ассоциациями. В христианстве воздействие символики на верующих связано с библейскими формулами: "Имеющий уши - услышит, имеющий глаза - увидит":

- МОЛИТВА - простой указатель для умеющих СЛЫШАТЬ;

- ИКОНЫ, предметы религиозного культа - простой указатель, сакральный символ для умеющих ВИДЕТЬ.

Смотри, слушай, иди по уже сотворенным указателям в сторону восприятия Высших ценностей.

К КАЖДОЙ отдельно взятой ИКОНЕ есть свой ключ, который открывает ее предназначение и содержание, причем он не один, а несколько:

- ОБРАЗ самого Святого, или целый сюжет, связанный с ним;

- Иконографическая СИМВОЛИКА, дающая целый пласт информации, начиная с предметов в руках Святого (как знака его служения и прославления), до обозначения конкретной стихии, которой лучше всего владеет Святой и конкретных способов работы с ней; цветовая символика;

- указание сферы проявления покровительства, на внутреннем, психологическом плане, дается положением иконы в ЗНАКЕ ЗОДИАКА;

- указание на внешние проблемы, окружающие человека, дается положением иконы в ДОМЕ;

- ИМЯ Святого - канал личной связи с ним, и его же открывает;

- МОЛИТВА - официальное обращение к Святому;

- Слова, которые вы произносите по своей душевной потребности - частная БЕСЕДА со Святым...

Такая кодификация - неотъемлемая часть иконописного канона, совмещенного с практической работой в ключе Православия. В целом образуется принципиальная схема работы Святого Покровителя сразу на нескольких уровнях, с одновременной проработкой каждого из них.

"ИКОНА - с греческого == икона - образ, изображение: 1) Христа, Богоматери и Святых; 2) событий из священной и церковной истории. Чествование святых икон утверждено на 7 Вселенском Соборе. В первенствующей церкви вместо икон были изображения символические: пастырь, агнец, рыба, корабль." (Полный церковно-славянский словарь, М., 1993г.).

"Иконопись, - говорит св. Григорий Нисский, - есть грамота для неграмотных". В этом смысле "св. иконы суть книги, написанные, вместо букв, лицами и вещами; в них неграмотные усматривают то, чему должны по вере следовать; из них они учатся" (Философия русского религиозного искусства, М.: Культура, 1993). Икона является своеобразным учебником, подтверждая то, что услышано и прочитано, дублирование материала в процессе обучения необходимо для лучшего его усвоения.

Значение ЦВЕТА тоже имеет свой сокровенный смысл, полнее раскрывающий единство правил иконописного канона. Золото, как уже указывалось, символ Небесной славы. Но оно всегда было дорогим материалом, поэтому в русской иконе золотой фон часто заменяли другими, семантически близкими цветами - красным, зеленым, желтым (охра).

Красный цвет символизирует огонь Духа, которым Господь крестит избранников Своих (Лк. 12, 49; Мф. 3, 11), в этом огне выплавляется золото святых душ. В русском языке слово "красный" означает "красивый", поэтому красный фон ассоциируется с нетленной красотой Небесного Иерусалима. Красный и синий цвет составляют антиномическое единство. Как правило, они выступают вместе. Красный и синий символизируют милость и истину, красоту и добро, земное и небесное, то есть те начала, которые в падшем мире разделены и противоборствуют, а в Боге соединяются и взаимодействуют (Пс. 84, 11). Красным и синим пишутся одежды Спасителя. Обычно это хитон красного цвета и синий гиматий. Через эти цвета выражена тайна Благовещения: красный символизирует земную, человеческую природу, кровь, жизнь, мученичество, страдание, но одновременно это и царский цвет (пурпур); синий цвет передает начало божественное, непостижимое, тайное, глубину откровения. В Иисусе Христе эти противоположные миры соединяются, как соединенные в Нем две природы, божественная и человеческая. Цвета одежд Богоматери те же - красный и синий, но расположены они в другом порядке: одеяние синего цвета, поверх которого красный (вишневый) плат, мафорий. Небесное и земное в Ней соединены иначе. Если Христос - Предвечный Бог, ставший человеком, то Она - земная женщина - ставшая Богородицей. Богочеловечество Христа зеркально отражено в Богоматери. А зеркало - символ планеты Венера, земное и Небесное объединяются на основе Любви. В сочетании красного и синего в образе Богородицы открывается нам еще одна тайна - соединение материнства и девства. Сочетание красного и синего на всех иконах, так или иначе касающихся тайны Боговоплощения: "Спас в силах", "Неопалимая Купина", подробно о семантке каждой отдельно взятой иконы нужно рассматривать на страницах другой книги.

Красный и синий встречается в изображении ангельских чинов. Например, нередко архангел Михаил изображается в таких одеждах, что передает символически его имя "Кто, как Бог". Красным цветом пылают образы серафимов ("серафим" - огненный), синим пишутся херувимы.

Красный цвет встречается в одеждах мучеников как символ крови и огня, приобщение жертве Христовой, символ огненного крещения, через которое они получают нетленный венец Царства Небесного.

Зеленый цвет символизирует вечную жизнь, вечное цветение, это также цвет Святого Духа, цвет надежды.

Охра, желтый фон - цвет, наиболее близкий по спектру к золотому, является подчас просто заменой золоту, как напоминание о нем. Таков изначальный смысл, данный нам через зримые образы для постижения Образа Незримого.

Белый цвет является наиболее близким по семантике к золоту. Он также выражает трансцендентность и также является цветом и светом одновременно. Но применяется белый цвет гораздо реже золотого. Белым цветом пишутся одежды Христа, праведников. Золото в своем роде единственный цвет, как едино Божество. Все остальные цвета выстраиваются по принципу дихотомии - как противоположные (белый - черный), и как дополнительные (красный - синий). Икона исходит из целостности мира в Боге и не принимает деление мира на диалектические пары, вернее, преодолевает такое деление.

Белый цвет (он же - свет) - соединение всех цветов, символизирует чистоту и непорочность, причастность божественному миру. Ему противостоит черный как не имеющий цвета (света) и поглощающий все цвета. Черный цвет символизирует ад, максимальную удаленность от Бога, Источника света. В остальных случаях употребление черного цвета исключено. Например, контур фигур, на расстоянии кажущийся черным, на самом деле пишется темно-красным, коричневым, но не черным.

Рассматривать икону, как жанровую сцену, просто немыслимо. Да, на иконе изображено основное действие, но часто остается непонятым высший, сакральный смысл происходящего. Икона - окно в духовный мир. Отсюда её особый язык, где каждый знак -символ, обозначающий нечто большее, чем он сам. При помощи знаковой системы икона передает информацию так же, как письменный или печатный текст передает информацию, используя алфавит, который тоже не что иное, как система условных знаков.

Знак, символ, притча - этот способ выражения Истины хорошо знаком по Библии. На языке притч говорил Иисус Христос, пророки и апостолы. Библия - источник великой поэтической христианской традиции, в ней берет начало символизм иконы. Опираясь на общемировые корни христианства, ниже будет дано описание основных символов, встречающихся в практике иконописания. К этим основным понятиям - символам мы будем вновь и вновь обращаться при описании отдельно взятых икон, расширяя и дополняя их интересующей нас Астрологической символикой в иконописании.

Иконописный канон строго регламентирует предметную, цвето-световую, сюжетную, письменную и другие символики. Это соответствует высшему предназначению каждого отдельно взятого Святого Покровителя, и как знак его личного служения, например:

  • апостол Павел - с книгой,
  • апостол Петр - с ключами,
  • пророки - со свитками своих пророчеств в руках,
  • пророк Давид - с Псалтырью,
  • вмч. Георгий Победоносец и мч. Савва Стратилат - с копьем,
  • прп. Зосима, прп. Герасимсо львом,
  • мч. Фотий - с карнавкой,
  • Ной - с ковчегом,
  • прор. Исайя - с горящим углем,
  • мч. Кондрат - с облаками ("ибо он облака воспитывал"),
  • мч. Неофит - с голубем,
  • мч. Трифон - с соколом,
  • мч. Конон Мандонский (Градарь) - с голубем,
  • прп. Евфросин - с яблоками.

Основные понятия-символы, которые автор рассмотрит, и производные из них в практике иконописания и богословия: - Агнец (Рыба), - Виноград; - Гора; - Голубь; - Древо; - Звезды; - Змей; -Крест; - Квадрат; - Лестница; - Лоно; - Око; - Чаша.