окулус | статьи | астропсихология | день рождения стихотворения

День рождения стихотворения
Бессонница

Обвела мне глаза кольцом
Теневым — бессонница...


Знаменитый Цветаевский цикл. Давно будоражащий, практически наизусть запомненный…

Но начать хотелось бы не с начала, не с первого стихотворения — с другого, более известного, гораздо глубже в душу когда-то запавшего.

Возможно, потом вернусь и к другим, пока же…

* * *

Ноябрьский, по сути, зимний вечер за окном. Мороз… пушистый снег… Хочется забраться в кресло, уютненько так чтобы, в халате, с пледом, чашкой обжигающего чая в руках… А в голове вот, почему-то, как заезженная пластинка, вертится и вертится:

В огромном городе моем — ночь.

Из дома сонного иду — прочь.

Странно как-то, что — именно сегодня. Хотя… Странно ли?

Дата написания стихотворения, 30 (17) июля 1916 — Солнце 7 Льва, сегодня, 12 ноября 2005, прямо сейчас (21:15 Новосибирска) Луна 7 Овна… И Меркурии в трине, и Юпитеры в оппозиции… Вообще, кто-нибудь задумывался ли над тем, случайно ли к нам в голову так упорно (Сатурн транзитом по Луне стихотворения) приходят, возвращаются и возвращаются (транзиnный Уран квинконс с Солнцем) те или иные строки? Ведь который день уже… словно что-то мучает, вертится и вертится… Уран… квинконс… А стремление сесть и посмотреть оформилось только сегодня, сейчас — Венера Козерожья, и тоже… точный квинконс ее к Солнцу стихотворения… И крутятся, и вертятся, и — возвращаются уж много лет как знакомые строчки…

А я запомнила одно: ночь.

Ну да ладно, это — сиюминутное, мое.

Смотрю всё же карту самого стихотворения. Ну и сопоставляю, складываю, накладываю на карту Марины.

Транзитная ситуация на дату стихотворения рисует нам карту — в форме кораблика с парусом-Ураном. По сути — всё же, на мой взгляд, «корзина» (для «пращи» многовато, аспект 150 между крайними планетами). Юпитер — начало основания кораблика — в Тельце, некая умиротворенность (внешняя), вроде, всё имеется, всё в достатке.

У Цветаевой на тот момент — да. Вообще такой… спокойный довольно в ее жизни то был ведь период, весна-лето 1916. Марина гостит у сестры Аси в Александрове, потом возвращается в Москву. Ее Сергей — пока здесь… ну, разногласия некоторые — разными во многом людьми они были все же, Цветаева и Эфрон, такими похожими и одновременно непохожими, во взглядах, привычках, требованиях — но муж едет в Коктебель, и у них идет достаточно теплое, в чем-то нежное общение в письмах…

И — Марина пишет, много, плодотворно, знаменитые ее циклы «Стихи о Москве», «Стихи к Блоку», «Ахматовой», «Бессонница»…

Спокойствие, но словно — перед бурей: кораблик такой в карте наклонившийся, накренившийся… Внутри масса квадратур, одно только Плутоно-Марсово взаимодействие чего стоит — ах, хорошо, что муж и рядом (пока), и не рядом вроде, ведь там еще и Сатурн самой Марины задействован как нехило, размолвки-расставания-потери грядут, сулит… Тогда же, в частности, охлаждение в отношениях с Мандельштамом, его приезд к ней в Александров, ночные прогулки по кладбищу (вот он, квадратик где тогдашний Плутона к ее Сатурну, как дал о себе знать!) — и его буквально истеричное: «Зачем я сюда приехал! Мне надоело!»... И недоумения Сергея: «Всякое мое начинание по отношению к Але встречает страшное противодействие». (Аля — дочь, противодействия, размолвки — с Мариной, касаемо воспитания… да и не только, на тот момент)

Плодотворная, еще раз повторюсь, пора — но «скоро грянет буря»: Уран Цветаевой в оппозиции Юпитеру свидетельствует о том, Луна, Меркурий, их противостояние ее Марсу — мятежная! — не это ли заключено в словах:

Ах, нынче ветру до зари — дуть

Сквозь стенки тонкие груди — в грудь.

Ах, да, еще ведь и Уран там, по Марсу ее вот… только что, недавно…

И оппозиция Луна/Меркурий к Урану и опять же ее Марсу: переменчивость настроений, яркость (Лев) чувств и чувствований, оно и видно, читаем:

Есть черный тополь, и в окне — свет,

И звон на башне, и в руке — цвет,

И шаг вот этот — никому — вслед,

И тень вот эта, а меня — нет.

Всё внешне тишь да гладь — но перепады, миноры… внутри… «Кораблик» на плаву держится вроде — но выравнивает-то его, не давая упасть, аспект Урана с Венерой, полутораквадрат… Уранические откровения, и — Воздух, нехватка его словно (Марс в Весах, конечная планетка конфигурации, к чему ведет, куда влечет ситуация: «Июльский ветер мне метет — путь»…)… И Венера к Марсу квадратом — вот и впечатлительность, и расточительность (чувств? щекотание – себе и другим — нервов? Меркурий-то с Венерой в дециле, такие вот… неординарные изыски, метафоры, аллегории: «И тень вот эта, а меня — нет» — влияние (в карте) и Плутончика: исчезнуть, или даже измениться, переродиться… где я? какая теперь, ныне, я?..)

В дирекциях на тот момент Солнце на Кету, Меркурий на Лилит — а ведь играла, играла с огоньком Марина в тот период… Уж не кармически ли, собственными ее (Солнце управитель АСЦ в натале, в 3-м, но почти на IC, Меркурий казими) закладывались некоторые грядущие ее события, когда — в тот самый период зачатая, кстати! 5-й дом, Юпитер 180 Солнцу/Меркурию в прогрессиях — дочка Ирина, умрет впоследствии в 3-летнем возрасте… Предопределено? А Солнце и Меркурий в дирекциях в квинконсе к Марининым Плутону и Нептуну — ей, чтобы творить, нужно меняться, т.е. буквально — менять ся, менять себя, одновременно меняя (процесс этот всегда взаимосвязан) всё сущее вокруг, а энергии — хватит ли?

И не отсюда ли строки: «Освободите от дневных уз, Друзья, поймите, что я вам — снюсь»?

Хочется, чтоб это был только сон, всего лишь сон (Луна дирекционная трин Солнцу/Меркурию радикса) и — жажда перемен… (Юпитер прогрессивный в оппозиции к тем же Солнцу/Меркурию отмечен, да и Луна в прогрессиях вот-вот покинет мечтательные, мистичные Рыбы и ворвется в Овна: «Из дома сонного иду — прочь» — не я, Марина, не сама, не телесно иду — Душа моя рвется!.. (Вот так бы уже я эту символику здесь прочитала…)

Бунт, подсознательное ощущение перемен — но пока внутри… скрыто… глубоко… пока что…

В огромном городе моем — ночь.

Из дома сонного иду — прочь.

И люди думают: жена, дочь, —

А я запомнила одно: ночь.

Июльский ветер мне метет — путь,

И где-то музыка в окне — чуть.

Ах, нынче ветру до зари — дуть

Сквозь стенки тонкие груди — в грудь.

Есть черный тополь, и в окне — свет,

И звон на башне, и в руке — цвет,

И шаг вот этот — никому — вслед,

И тень вот эта, а меня — нет.

Огни — как нити золотых бус,

Ночного листика во рту — вкус.

Освободите от дневных уз,

Друзья, поймите, что я вам — снюсь.

17 июля 1916. Москва



©Татьяна Занадворова , 12 ноября, 2005 г.



предыдущая глава