окулус | статьи | астропсихология | день рождения стихотворения

День рождения стихотворения
«Руки люблю целовать…»

Вновь к цветаевским стихам.

О цикле «Бессонница» я уже начинала говорить.

Стихи от 30 (17) июля 1916 («В огромном городе моем — ночь…») — уже бросала свой астрологический взор… на них. Но Марина, ее творчество — неисчерпаемы, бездонны. В общем, возникло желание продолжить.

Стихотворение, на котором остановлюсь на сей раз, написано 9 июня (27 мая) 1916 г.

Рисунок карты этого дня — острые углы, пересекающие их линии… Неровный такой рисунок, открытый, незаконченный… Не побоюсь этого слова (квадрат Луна-Меркурий) — нервный. Риск сделать что-то не так, оступиться, ошибиться, в том числе и в пресловутом «имена раздавать», полагаю, не в прямом значении, а… назвав вещи своими именами, не оказаться в плену заблуждений, собственных ли (транзит Меркурия по Нептуну), общих ли (квадрат транзитных Нептуна-Юпитера), не сфальшивить — при цветаевской-то прямолинейности и нелюбви к фальши как таковой…

И еще — раскрывать

Двери!

— Настежь — в темную ночь!

Сорваться… бежать… — куда? зачем? непонятно… Солнце и Меркурий в трине к самим себе в натале, тригон Лун — вроде, и ясность, вроде, и легкость… Ну да, Меркурий-ретро («Голову сжав, Слушать…»), девий Марс квадратирует Плутон Марины — что ж там за страхи, за опасения? Да на смене лунной фазы (растущий квадрат) — ну, вот и откуда тут не быть бессоннице: реально, не метафора. Мысли одолевают, меркурианский такой денек — а еще трин Урана к ее Солнцу-Меркурию (в прошлый раз упоминала: период для Марины чрезвычайно плодотворный, пишет много, пишет неистово). Все чувства — обострены (Венера в тау к Марининым Солнцу-Меркурию и Юпитеру), а потому и слышим тяжкий шаг, который «где-то легчает», и качающийся от ветра «сонный бессонный лес».

Период-то спокойный, начавшийся новый юпитерианский (в ее 10-м) цикл, да на складывающемся трине Юпитера к Марининой Венере. Но спокойствие это как предвестник перемен: аспекты Урана к ее Юпитеру и Солнышку, секстиль Марса с ее Ураном, всё в транзитах того времени. Всё бежит, всё течет, всё меняется («где-то бегут ключи») — и жизнь тоже, не стоит ведь на месте. Предчувствия (тригон двух Лилит, в Воде, транзитная вошла либо вот-вот войдет в Маринин 12-й):

Сплю почти

Где-то в ночи

Человек тонет.

В дирекциях точный квадрат Юпитера (управитель ее 5-го) к Марсу на ДСЦ, а Нептуна к ее Сатурну в 3-м — грядет период испытаний на прочность и в отношениях с мужем. (Теперь вот думается: а, может, хорошо, что с Сергеем, вскоре после этого, на несколько лет была потеряна любая связь, что, может, таким путем, через лишения, неизвестность — любовь их как раз и сохранилась?) Да и много чего, вещей, через которые Марине в жизни надо было (прогрессивное Солнце уже почти на ее Лилит в 4-м) пройти?

Пройти — потом.

Пока еще — всё то же в целом безмятежное лето 1916…

* * *

Руки люблю

Целовать, и люблю

Имена раздавать,

И еще — раскрывать

Двери!

— Настежь — в темную ночь!

Голову сжав,

Слушать, как тяжкий шаг

Где-то легчает,

Как ветер качает

Сонный, бессонный

Лес.

Ах, ночь!

Где-то бегут ключи,

Ко сну — клонит.

Сплю почти

Где-то в ночи

Человек тонет.

Марина Цветаева

27 мая (9 июня н.ст.) 1916

©

Татьяна Занадворова

5 февраля 2006



предыдущая глава