окулус | статьи | астропсихология | день рождения стихотворения

День рождения стихотворения
О доблестях, о подвигах, о славе...

Витиеватых и долгих предисловий не будет. Потому как уже из заглавия ясно, что же именно оказалось нынче в центре моего внимания. Александр Блок и его стихотворение. Родившееся много лет назад именно в этот день...

Что нам известно? А в общем-то, немного. В основном только, что обращено оно к Любови Дмитриевне Менделеевой. Жене поэта. Его Прекрасной Даме.

В подробности сложных, весьма запутанных отношений этих двоих - позвольте слишком не вдаваться (кто не в курсе - отсылаю к многочисленным мемуарам и исследованиям). Скажу лишь, что каждый из них был личностью весьма неординарной, творческой... Он поэт, она актриса, впоследствии театральный критик. Хотя совсем ведь без этого не получится. Что-то, несомненно, и становится понятным непосредственно из стихов, а также из взгляда на космограмму написания, рождения. Тем не менее, давать какие-то оценки - не хотелось бы, не будем.

Внизу, под стихами, стоит дата: 30 декабря 1908 года. Несомненно, это старый стиль. Космограмму смотрим уже по календарю грегорианскому, на 12 января 1909 года. А заодно уж сопоставим эту карту с гороскопом самого поэта. (28 ноября, 1880, 02:31, Петербург.)

Сразу, сходу бросается в глаза нахождение транзитного Нептуна на самой вершине гороскопа Блока, в начале его десятого дома (дом социального, профессионального успеха). Для человека творческого - транзит, несомненно, благоприятный. Но при этом слишком уж велика вероятность непонимания со стороны окружающих, и, как следствие, опасность запутаться в скандальных историях, искать утешения в низменных страстях (ах, недавно Нептунчик Черную Луну-то миновал) и алкоголе (Летели дни, крутясь проклятым роем... Вино и страсть терзали жизнь мою...), попросту впасть в депрессию: "Я звал тебя, но ты не оглянулась, я слезы лил, но ты не снизошла" (его Идеал, его Прекрасная Дама, а Нептунчик у него в том числе и 5-м управляет - а не замечает, побуждая к страданиям).

Собственно, мы видим дисгармоничные аспекты транзитного Нептуна к натальным планетам Блока (Луне, Юпитеру и Венере; уже распадается, но еще продолжает действовать конфигурация Большого Креста). Отсюда - иллюзорность, туманность, неясность, путаница в делах (аспекты Нептуна с натальными Луной и Юпитером); всему предшествовали обманутые надежды, даже предательство (распадающаяся оппозиция Нептуна и натальной Венеры, управительницы Асцендента):

Но час настал, и ты ушла из дому.
Я бросил в ночь заветное кольцо.
Ты отдала свою судьбу другому,
И я забыл прекрасное лицо.


Лирическому герою стихотворения остается только мечтать, вспоминая минувшее во всяческих подробностях (транзитная Луна в двенадцатом доме Блока, в точном секстиле с натальными Марсом и Меркурием): "Я крепко сплю, мне снится плащ твой синий, в котором ты в сырую ночь ушла..."

Тот же транзитный Нептун находится в гармоничной конфигурации (бисекстиль) с соединением натальных Нептуна и Хирона, а также натального Урана и транзитного Юпитера. Вообще, скажу я вам, это сочетание здорово воздействует на воображение, делая его несравненно богаче, дает всплеск эмоциям, сентиментальности, усиливает мистические настроения, вплоть до кажущихся странными со стороны переживаний... Непонятно даже, что здесь и вправду было, а что только плод больного ума...

Собственно, в стихах-то подобные настроения прослеживаются - с самого начала:

О доблестях, о подвигах, о славе
Я забывал на горестной земле,
Когда твое лицо в простой оправе
Передо мной сияло на столе.


Вообще, вам это не напоминает медитацию? Вот она и столь сильная задействованность Нептуна, попросту власть его над Блоком! Смотрит на фотографию своей Прекрасной Дамы - и забывает обо всем на свете! Нет настоящего, нет прошлого, будущего... Нет, кажется, ни-че-го! Уход от всяческой реальности. Есть только мечты, фантазии, иллюзорность... Растворенность в НЕЙ. Целиком и полностью…

Транзит Юпитера по натальному Урану в 11-м доме поэта указывает на период беспокойный, на стремление во что бы то ни стало снять общепринятые условности, выйти за их рамки. В то же время вот они и попытки унестись памятью к некоторым церковным ритуалам (И вспомнил я тебя пред аналоем...), тем более что Плутон давно уже находится в Блоковском девятом доме, и в гороскопе как раз соуправитель 7-го, брачного.

Черная Луна, проходя по одиннадцатому полю карты, коварно подбирается к Урану автора. Еще немного - и возникнет искушение вообще всё на свете разорвать, выбросить, сломать навсегда, сорваться вообще со всех тормозов... Видимо, транзитный Юпитер как-то еще сдерживает эти негативные влияния, не дает возможности разрушить всё окончательно и бесповоротно. Да еще Большой Тригон с участием всё тех же транзитного Юпитера и натального Урана в одной вершине, натальных Нептуна и Хирона в другой и транзитного Урана в третьей всё же придает ситуации определенную устойчивость, сглаживая мощными гармоничными энергиями наиболее острые моменты.

Транзитный Марс неуклонно идет к соединению с Солнцем в карте Блока, уже заканчивая свое движение по второму дому поэта. С одной стороны, подобные энергетические воздействия должны бы усиливать волю - ах, где только она там? Большой Трин мешает, мол, как плывется сейчас, так и плыви?.. С другой же, дают способность к активным решительным поступкам… Вот так, сразу, под воздействием порыва, одним движением руки взять да и прекратить свои медитации: Твое лицо (Марс управитель 7-го) в его простой оправе (во 2-м) своей рукой убрал я со стола…: транзит заканчивается, аспект Марсова возвращения уже распался - раз и нету, как отрезать, так легче. И погрузиться в рутину жизни (транзитный Сатурн в шестом натальном доме), вернувшись из заоблачных высот на грешную Землю ("Уж не мечтать о нежности, о славе, всё миновалось...").

Скоплением нескольких транзитных планет в четвертом доме карты, в общем, описывается происходившее на том жизненном отрезке в семейной жизни Блока. Неприятности и разочарования (Солнце в четвертом доме в квадратуре с натальным Сатурном, сигнификатором 4-го же в седьмом), перемещения (Меркурий), предшествовавшая всему неразбериха в делах домашних да и сердечных (Солнце еще не вышло окончательно из соединения с Ураном, управителем 5-го в радиксе; к тому же, и транзитный Хирон также в четвертом доме, тоже смуты добавляет). Всё это и выражено строчками: "Но час настал, и ты ушла из дому", "...в сырую ночь ты из дому ушла" - ох, вот бы точную карту, именно гороскоп Менделеевой глянуть, что же именно у нее там тогда происходило...

Хотя Венера (Дама) проходит по третьему (нестабильность, шатания в том числе) дому Блока, все эти "туда, сюда"... Но это, скорее, к общему фону относится. Само же поле отвечает, в том числе, и за интеллектуальную работу, за способность человека пишущего творить, выражать свои мысли, выплескивать их, и даже красиво. Всё это как раз и выплеснулось: "Не знаю, где приют своей гордыне ты, милая, ты, нежная, нашла...". Выражены не просто мысли, выражены чувства (Венера), ситуация в семейной жизни (Меркурий в четвертом, "семейном" доме); явно неординарная (скажем так) семейная ситуация, поскольку Меркурий в Водолее, а реальный управитель 3-го Юпитер в одиннадцатом, оба под воздействием свободолюбца и бунтовщика Урана (Юпитер, к тому же, еще и в соединении с Ураном натальной карты поэта). Так прямо и читается в наложении карт Блока и стихов пусть не всё, но многое из того, что было у А.А.Блока и Л.Д.Менделеевой в реальности, - ее уходы, возвращения, ее беременности (к коим он отношения не имел), его страдания (со всеми вытекающими), взаимные прощения, примирения, еще какие-то кем-то его и ее увлечения… Этакий вариант открытой семьи... Не слабо, скажу вам, Уранчик-то работает!

Впрочем, всё. Стоп! Об отношениях поэта с женой больше ни слова.

Лучше откроем томик и перечитаем еще раз само стихотворение. Полностью. С самого начала.

О доблестях, о подвигах, о славе
Я забывал на горестной земле,
Когда твое лицо в простой оправе
Передо мной сияло на столе.
Но час настал, и ты ушла из дому.
Я бросил в ночь заветное кольцо.
Ты отдала свою судьбу другому,
И я забыл прекрасное лицо.
Летели дни, крутясь проклятым роем…
Вино и страсть терзали жизнь мою…
И вспомнил я тебя пред аналоем,
И звал тебя, как молодость свою…
Я звал тебя, но ты не оглянулась,
Я слезы лил, но ты не снизошла.
Ты в синий плащ печально завернулась,
В сырую ночь ты из дому ушла.
Не знаю, где приют твоей гордыне
Ты, милая, ты, нежная, нашла…
Я крепко сплю, мне снится плащ твой синий,
В котором ты в сырую ночь ушла…
Уж не мечтать о нежности, о славе,
Все миновалось, молодость прошла!
Твое лицо в его простой оправе
Своей рукой убрал я со стола.


30 декабря 1908 (12 января 1909)

Натальная карта А. Блока

Космограмма стихотворения

©

Татьяна Занадворова

12.01.05