окулус | блоги | толстой валерий | книги | несколько забытых аспектов астрологического...

Несколько забытых аспектов астрологического символизма

XII. Несколько забытых аспектов астрологического символизма

Мы не устаем повторять, что вся жизнь древних цивилизаций находилась под влиянием астрологической идеи. Здесь мы уже дали несколько примеров [1*], но эта тема является действительно неисчерпаемой и хорошо бы вернуться к ней еще раз.

Спустя тысячелетия, мы соблюдаем некоторые обряды, глубокий смысл которых , что у них был в давние времена, мы полностью утратили, в силу этого они превратились в спортивные или другие праздники (не обладая большим, чем интерес к игре, в то время как в Древности, у всех игр имелся сакральный характер или, по крайней мере, символический). На первом месте среди этих проявлений надо упомянуть лошадиные бега, ритуальный и символический характер которых утверждается во многих текстах.

Лошадь, которая была тотемом германских рас, - один из солнечных символов, и лошадиные бега в овальном цирке представляли бег планет на небе. Это - еще одна причина, по которой лошадиные бега фигурировали в похоронных обрядах. [2*]. Согласно Пиндару (Pindare), квадриги, принимающие участие в бегах колесниц Античной Греции, делали двенадцать кругов по скаковой дорожке, чтобы более подчеркнуть этот астрологический характер. Округлая форма арены представляла зодиакальный цикл. Эта космологическая идея еще была живой в Византии, но кем является тот кто, среди бесчисленных зрителей Longchamp (ипподром Лонгшамп*- прим. переводчика), еще вспоминает об этих вещах?

Это является образным выражением движения планет и, прежде всего, Солнца, которое регулирует человеческое существование и создает сезоны. Так как эти периоды обуславливают жизнь на Земле, лошадиные бега связываются, в силу этого, помимо своего астрологического значения, с идеей плодородия и также весеннего возрождения и продолжения жизни.

" Не надо забывать ", считает Марсель Брион [3*] " что идея воскрешения и возрождения является той, которая всегда наиболее глубоко волновала человеческую природу. Все магии, все религии и, следовательно, все искусства и все культы, приходят оттуда. Следовательно, по моему мнению, оставаться на точке зрения поверхностной в этом вопросе, приписывая обрядам плодородия простую материальную идею: увеличивать поголовье скота, производить больше обильных урожаев. К этой идее плодовитости всегда добавлялась идея возрождения, и именно поэтому растительные культы - в то же самое время культы воскрешения. Символ весны, растительного возобновления, - всегда намек на это постоянное стремление человека к выживанию, к воскрешению... Он охотно видел в ежедневном возрождении солнца причину надеяться, что ему также предстоит возродиться, после его смерти, как возрождается солнце; он возродится с солнцем, и в некоторых случаях, он даже идентифицируется с солнцем, чтобы придать более солидную основу этому огромному желанию воскрешения, которое преследует человека... "

Эта сторона символизма, хотя и связана с чисто астрологической идеей, выпадает из поля зрения Астрологии. Значит, возвратимся в наши лошадиные бега.

Хотя лошади бегут все в одном направлении, все они не продвигаются одинаковым образом. Одни превосходят других, прибавляют или, напротив, уменьшают свою скорость, точно как планеты на небе.

Эта астрологическая идея создала несколько других подобных состязаний и даже мистическую практику, следы которой еще находятся в священных танцах Востока и у христианских священников Эфиопии, так же как на церемониях Вуду и вращательном движении вертящихся дервишей. Этот последний пример, может быть, лучше представляет, планетарный круговорот, так как неподвижный шейх, который устраивает танец, воплощает центр, вокруг которого движутся планеты, центр, который пустует в лошадиных бегах. Отметим также, что направление вращения вертящихся дервишей, слева направо, - точное видимое направление хода звезд.

Если лошади представляют планеты, а арену - Зодиак, цирк, следовательно, представляется, как изображение Мира и идентифицируется с этой точки зрения с Храмом, который универсально символизирует Космос. Как будто для того, чтобы подчеркнуть эту символическую идентификацию, находят почти везде, хотя и редко, овальные храмы. Американские цивилизации, развалины Родезии и Дальнего Востока предлагают нам несколько образцов, но эти строения также являются частью нашей классической древности. В 1930, Генри Франкфор (Henri Frankfort), директор раскопок Oriental Institute of Chicago, обнаружился в Хафадже, в 150 километрах от Ура, храм, названный Овальным, который является одним из зданий, наиболее интересным во всей Месопотамии.

Его внутренняя ограда, та, которая содержит зиккурат и его подсобные помещения, приближается к круглой форме, в то время как внешняя ограда более вытянута и рисует своей формой настоящую земную или планетарную орбиту. Это сопоставление тем более поразительно, что все зиккураты служили обсерваториями и были связаны с культом неба, в то время как не кажется, что грунтовые условия определили это особенное положение, которое не оказывается ни в каком другом городе Месопотамии (и даже всего мира). Эта эллипсоидальная ограда храма, посвященного неизвестному божеству (если действительно речь идет о храме), предполагает безумную идею, что Шумеры знали о движениях планет (то, что можно поместить параллельно со свободным, реалистичным и изысканным характером их искусства, которое, вместо обычных стилизаций во всех древних цивилизациях, преданно имитировало природу или приносило персональную ноту в символические изображения).

Что бы там ни было, у всех круглых храмов всего мира имеется то же символическое значение как у арены цирка. В качестве другой точки зрения, последний пример представляет Мировое Яйцо, то есть сферу, ограниченную звездами, где вылупляется универсальная жизнь. Форма яйца является заметно такой же, что форма арены, и именно в качестве памяти о Мировом Яйце, что обнаруживаются в индокитайских могилах, как и в тех же из России, из Швеции и многих других мест, объекты, имеющие форму яйца (таковое в могиле Hoanh-Chung в Аннаме было из лакированной терракоты). [4*]

Зодиакальное кольцо, которое достоверные древние документы помещают за неподвижными звездами, следовательно, представляется скорлупой Мирового Яйца. По этой причине символизм этого последнего тесно связан с символизмом Зодиака. Катят пасхальные яйца, когда Солнце возобновляет свой оборот Зодиака (обычай, который, несомненно, восходит к " светящемуся яйцу, которое небесный гусь сносит и высиживает на Востоке " из Древнего Египта). На праздниках Цереры, в осеннее равноденствие, римские матроны торжественно несли яйцо. В эллинистической эпохе, находятся изображения Митры, солнечного бога, представленного как молодой человек в овальной гирлянде, где отмечены двенадцать знаков зодиака, и эта гирлянда, бесспорно, представляет Мировое Яйцо. В барельефе, найденном в Модене, видится митрианский Кронос (Kronos mithriaque), также в зодиакальной овальной гирлянде и подобные изображения слишком многочисленны, чтобы их перечислять. Круглый стол (Table Ronde) легенд средних веков и Мир (Le Monde), который замыкает ряд Таро, также видимо связывается с этим символизмом Зодиака, как перегородка Мирового Яйца.

Большая часть символов имеет два аспекта: пространственный и временной. Если, с точки зрения пространственной, арена, зодиакальная круг и Мировое Яйцо представляют сферу, где появляется универсальная жизнь и все ее возможности, с точки зрения временной это - символы цикла или циклов, которые проходят или собираются развертываться во времени. В индийском эзотеризме, раковина, один из главных атрибутов Вишну, имеет то же значение, что и Мировое Яйцо и рассматривалась, как содержащая первоначальный звук, нетленный Глагол, который раздается в начале всемирного проявления.

Этот временной аспект "динамичен", в то время как пространственная точка зрения "статична", и этот символизм цикла приводит нас к одной из древних концепций, наиболее забытых, каковыми являются концепции живого времени. Эта концепция, вытекающая из всеобщей взаимосвязи, господствовала над античным миром и кажется наиболее странной для нашего современного умонастроения.

Для нас, понятие времени - абстракция, почти фикция, хотя многие из наших современников, идентифицирующих время с четвертым измерением, могут повторить слова русского поэта Константина Бальмонта:

Мне открылось, что Времени нет,

Что недвижны узоры планет

( Et j'ai compris que le temps n'existe pas,

Que les orbites des planètes sont immobiles )

Для Древних, время не было физической фикцией, но духовной реальностью, или скорее единством живых сущностей. Гностики дали этим сущностям имя Эоны, и надо настоять на факте, что это имя применяется, прежде всего, к сущности, а не к периодам времени. Их концепция делала циклы, живыми и индивидуальными духами, проходящими по земле и Космосу как китайские тени, на стене. Первый Эон действует, и действие, которое он осуществляет, возобновлено вторым, который, развернув свою силу, является в свою очередь сменяемым третьим, и т.д... Только значительно позднее абстрактное понятие времени, связалось с идеей одного Эона (Духа), который, в его первоначальном смысле, хочет сказать что-то живому, существующему. Еврейское слово Yon также обозначает ту же духовную, реальную сущность. Почти во всех языках, есть родство между Deus (Бог) и dies (день). Аркеи (Archées), духи времени, в библейские времена, дни и ночи Брахмы, если упоминать только наиболее известные вещи, присоединяются к этой концепции живого времени. Впрочем, в концепции древних, Мироздании, Звездах, все является живым, все вибрирует внутренней жизнью. Каким образом время могло бы ускользнуть от этой универсальной духовной жизни?

Исламский эзотеризм сохранил это понятие до наших дней. " Время в себе самом священно ", говорит Абдул-Хади (Abdul-Hâdi) [5*], " так как оно есть одним из оснований мира, которое является, в принципе, большой чистотой, как впрочем, ее имя это указывает. Оно - основание последовательного распределения периодов, и одна экзотерическая традиция (Hadit) нам запрещает проклинать век, так как " век есть Бог ". [6*] С другой стороны, все то, что является переходным, есть напрасным и никаким. Ed dahru (эпоха), принимает смысл всех веков, то есть времени бесконечного, фатума. Оно означает также здесь то, что неизменяемое в течение веков, то, что постоянное, следовательно, всегда истинно. Священные книги иногда названы "Богом" благодаря эллипсу [7*], а также, потому что они рассказывают о событиях, которые могут поставить под сомнение историческую точку зрения, но которые происходят с внутренним миром ежедневно. В этой последовательности идей, первоматерией всего того, что вульгарно называем сверхъестественным - я хочу сказать не-временем – является понятным в логической концепции времени, в качестве антитезы, отрицательной величины, как знак минус (-) в учете.

" Прошлое, настоящее и будущее соединяются связью в неподвижном времени. Но я не хочу и не должен заниматься этими элементами сентиментальной педагогики. Тому, кто желает о них узнать, должно только открыть какой-либо катехизис любого Тариката или исламской конгрегации... "

Эта концепция живого времени сохранилась еще частично в Индуизме. Бхагавата-Пурана говорит:

" Бхагават (Господь, Вишну) - начало, среда и конец существ: он - Сознание бесконечной энергии: в форме времени, он уносит мир, как глубокий поток уносит все то, что падает в его воды " [8*], и Кришна, в Бхагават-Гите повторяет: " Я - Вишну... Именно я - бесконечное Время " [9*]

Чтобы лучше понимать лучше Мироздание и Астрологию, нам надо попытаться вернуться к этой концепции живого времени, так как, как это со справедливостью замечает Рене Генон, "концепции пространства и времени, вопреки всем современным математикам, никогда не смогут быть исключительно количественными, если только не согласятся их привести к полностью пустым понятиям, без какого-либо контакта с какой-нибудь реальностью. " [10*]

И он добавляет, тем не менее, не говоря об этой концепции живого времени:

" Правда такова, что время не является чем-либо, что проходит единообразно и, в продолжение, его геометрическое представление прямой линией, таковой, которой его обычно рассматривают современные математики, дает только идею, полностью искаженную избытком упрощений... Настоящее представление о времени - такое, которое было предоставлено традиционной концепцией циклов ". [11*]

" Реальные время и пространство, вопреки современным концепциям, нисколько не являются однородными содержаниями и формами количества чистого и простого, но… там также имеется качественный вид временных и космических определений... ". [12*]

Не надо полагать, что концепция живого времени не окажет влияние на практическую Астрологию. Она ее глубоко видоизменяет, так как именно основа всех мировых циклов и всей циклической Астрологии, была в Древности чем-либо намного более глубоким, чем периодами обращения небесных светил. Таковые являются только, образно говоря, физической стороной проблемы. Если возвращение некоторых конфигураций производит только подобные, а не идентичные результаты, это происходит, вероятно, из изменения характера Эонов , иначе говоря, живого времени.

Немного размышлений позволяет легко констатировать внутреннее и постоянное изменение человека, которое невозможно объяснить, иначе чем силами повелительными и неизвестными одновременно, помещаемых выше местных, национальных или коренных условий, то есть внеземных, планетарных и космических сил. Сто лет тому назад, например, человек жил главным образом сентиментально (то, что определило это широкое движение романтизма, которое представляется сегодня подавляющему большинству наших современников далеким, странным, даже непонятным и немного смешным); в наши дни, человек стремится все больше и больше к тому, чтобы жить инстинктом. Спустя одно столетие, проявляется бесспорное внутреннее изменение, и это психологическое изменение не представляется происходящим из факторов экономических или других.

Космическая обстановка, в которой мы живем, меняется беспрерывно. То, что вчера было действительным, прекращает существовать сегодня, и это изменение обстановки, разумеется, является главной причиной, по которой, к примеру, магические ритуалы, о могуществе которых свидетельствует традиция, не дают более результатов, для которых они были предназначены.

-----------------------------------------------------

-----------------------------------------------------

---------------------

1. Смотреть, в частности, главу об Астрологии и Языке и Астрологической географии.

2. Смотреть прекрасное исследование Оскара Голдберга(Oskar Goldberg), об истоках греческой мифологии Die Guetter der Grischn, Mas und Wert, Цюрих, декабрь 1937.

3. Воскрешение мертвых городов (La Résurrection des villes mortes) Париж, 1938, том II, стр. 145.

4. Африканская цивилизация Saos, несколько кладбищ которой, были обнаружены г-ном Гряюль (Griaule), хоронила своих умерших в больших глиняных кувшинах из терракоты, в некотором роде яйце из керамики.

5. Страницы, посвященные Солнцу, появившиеся в La Gnose, N февраля 1911, и воспроизведенные Le Voile d'Isis, N 191, ноября 1935.

6. Ed-Dahrn Allah.

7. Книга Бога (Le Livre de Dieu).

8. Цитата из Р.-М. де Кампини (R.-M de Campigny): Индусская Традиция (La Tradition Hindoue), Париж, 1947, стр.139.

9. Там же, стр. 195-196.

10. Рене Генон: Господство Количества (Le Règne de la Quantité) , Париж, 1945, стр. 27.

11. Там же, стр.44.

12. Там же, стр.73.

Перевод с французского В.Толстой


Оставить отзыв

Всего отзывов: 6 | Смотреть все отзывы
 




   

Инструкция для тех, кто пользуется транслитом!