окулус | блоги | жизнь - это лишь сон! | богиня в каждой женщине | персефона: девушка и повелительница...

ПЕРСЕФОНА: девушка и повелительница подземного царства, восприимчивая женщина и мамина дочка.

К написанию этой статьи меня подтолкнуло недавнее сновидение о гранате. Долго не могла растолковать его значение, пока не подсказали прочесть древний греческий миф о Деметре (рим. Церера) и Персефоне (рим. Прозерпина). При этом обратила внимание на загадочное переплетение астрологических свойств, приписываемых планете Прозерпине, и личностных характеристик мифической богини Персефоны.


Данная мифологическая история дает основания рассматривать ее действующих лиц как архетипных персонажей часто встречающихся в реальной жизни. Учитывая множество интересных направлений к рассмотрению этой темы, вся статья будет построена в разрезе двух контекстов: психологического и астрологического.

Быль или правда… Существует древнее поверье, что Зевс пообещал младшему брату Аиду, отдать свою подрастающую дочь Персефону в жены, когда та достигнет совершеннолетия. Его жена Деметра ничего не знала о их заговоре, и не чаяла души в своем чаде. Девочка же подрастала очень красивой и хрупкой, в окружении божественной любви и заботы. Она безумно любила прогуливаться по лугам и собирать диковинные травы, пока в один прекрасный день за ней не прибыл на огненной колеснице царь подземелья Аид. Он украл ее прямо с поляны, приманив цветком невиданной красоты.

Мать, Деметра, не могла пережить утраты своего чада – не знала куда пропала ее прекрасная девочка, и утопала в море слез и отчаяния. Но тайна всегда становиться явью, поэтому узнав о похищении дочери ближайшим родственником, она без колебаний отправилась прямиком к Аиду. Зевс поддержал Деметру, поэтому Аиду ничего не оставалось делать, как отпустить свою молодую жену. Но у него оставалась еще надежда, поэтому перед уходом Персефоны, предложил ей горсть гранатовых зерен. Она, не задумываясь, съела их и отправилась домой, не подозревая о том, что употребивший еды в царстве мертвых, обязан остаться там навечно!

Персефона не хотела говорить о своей добровольной глупости родителям, поэтому соврала, что гранатовые зерна Аид ее заставил съесть насильно. Но сильная любовь матери и напористость отца позволили прийти к мирному заключению, что одну треть года Персефона будет находиться на земле, а две трети - в царстве мертвых со своим законным мужем.

Воспоминания… «…ей поклонялись и как Девушке, и как Повелительнице подземного царства! Она была стройной, прекрасной юной девушкой, ассоциируемой с символами плодородия – гранатом, зерном, хлебными злаками, а также с нарциссом, цветком, которым ее приманили. В другой своей ипостаси Персефона – зрелая богиня, управляющая душами умерших, проводник для живых, посещающих подземный мир. За это она требовала исполнения своих желаний. Ежегодное возвращение Персефоны из подземного мира переживалось греками как возрождение и обновление жизни после смерти.»

Психология

Персефона как архетип: Образ Персефоны предрасполагает женщину к бездействию, при этом находиться под воздействием и влиянием других людей – быть податливой в поступках и пассивной в отношениях. Такой архетип часто присутствует в юной девушке, не знающей, кто она есть, и еще не осознающей своих желаний и сил. Большинство юных женщин проходят через фазу существования Персефоны перед тем, как выйдут замуж или выберут карьеру. Другие женщины остаются в душе "девушками" в течение всей сознательной жизни. Они не обязательны в близких отношениях, в работе или в получении образования, даже если в реальности могут состоять в близкой связи, иметь работу или учиться в колледже или в аспирантуре. Что бы они ни делали, они не воспринимают это как полностью "реальное". Они находятся в позиции вечной юности и нерешительности в отношении своих желаний или будущей роли, ожидая, что что-то или кто-то преобразует их жизнь.

Мамина дочка: Персефона и Деметра представляют единую схему "мать-дочь", в котором дочь слишком близка к матери, чтобы развивать независимое самоощущение. Девиз этих отношений – "мама знает лучше". Дочь-Персефона хочет нравиться своей матери. Это желание побуждает ее быть "хорошей девочкой" – послушной, податливой, осторожной и нередко укрытой или "защищенной" от опыта, несущего даже намек на риск. Эта модель поведения отражается в стишке Матушки-Гусыни:

Мама, можно я пойду поплавать?
Да, моя дорогая дочка.
Повесь свою одежду на ветку орешника,
но не подходи к воде близко.

Производимое матерью впечатление строгости и независимости нередко обманчиво. Мать может поощрять стремления дочери для того, чтобы держать ее поближе к себе. Дочь необходима ей как расширение самой себя, используя которое она может жить по принципу замещения.

Иногда властного, подавляющего и навязчивого родителя, воспитывающего зависимую дочь, представляет отец. Его чрезмерно опекающее отношение также может быть лишь маской, прикрывающей слишком тесную эмоциональную привязанность к дочери.

Культура, в которой мы живем, также создает для девушек условия, позволяющие ставить знак равенства между женственностью и пассивным, зависимым поведением. Девушку поощряют, чтобы она действовала как Золушка, ждущая прихода принца, или как Спящая Красавица, ожидающая пробуждения. Пассивность и зависимость – корень проблем для многих женщин, поскольку окружающая среда усиливает архетип и не дает развиваться другим аспектам личности.

Женщина-анима: Эстер Хардинг, видный юнгианский аналитик, начала свою книгу "Путь всех женщин" описанием типа женщины, являющейся "всем для всех мужчин". Этот тип – "женщина-анима", которая "приспосабливает себя к его желаниям, старается быть прекрасной в его глазах, очаровывает его, угождает ему". Она "недостаточно осознает себя, чтобы понять, чем же является ее собственная жизнь". Она "обычно бессознательна; не анализирует себя или свои побуждения; она просто есть; и большей частью она молчалива".

Хардинг описала ее так: "Она подобна многостороннему кристаллу, который автоматически поворачивается без какого-нибудь волевого воздействия на нее... Благодаря этой адаптации взору представляется сначала одна грань, а затем другая – и всегда та грань, которая лучше всего отражает аниму пристального наблюдателя".

Врожденная восприимчивость женщины-Персефоны делает ее очень податливой. Вначале она не сопротивляется проецированию на нее образов и ожиданий значимых для нее людей. Ее модель поведения – быть подобной хамелеону, "примерять" на себя ожидания других. Это качество предрасполагает ее быть "женщиной-анимой"; она бессознательно соответствует желаемому мужчиной образу. С одним мужчиной она становится любительницей тенниса; в паре с другим ее можно обнаружить мчащейся по трассе на заднем сиденье мотоцикла; третий представляет ее невинной девушкой, каковой она для него и является.

Женщина-ребенок: До похищения Персефона была женщиной-ребенком, не сознающим своей сексуальной привлекательности и красоты.

Женщине-Персефоне не требуется выглядеть молодо или быть сексуально неопытной, чтобы ощущать себя недостаточно чувственной или сексуальной женщиной. До тех пор пока она психологически остается Персефоной, ее сексуальность не пробуждена. Хотя она любит нравиться мужчинам, ей не хватает страсти и, вероятно, она не испытывает оргазма.

Проводник в подземный мир: Хотя первое переживание Персефоной подземного мира было переживанием насильно похищенной жертвы, позднее она стала Повелительницей подземного царства, проводником для тех, кто спускался туда. Этот аспект архетипа Персефоны развивается, как и в мифе, в результате опыта и роста.

Символически подземный мир может представлять глубокие пласты души, место, где "захоронены" воспоминания и чувства (личное бессознательное) и где находятся архетипические образы, схемы, инстинкты и чувства, разделяемые всеми людьми (коллективное бессознательное). При исследовании этих областей в процессе психоанализа подсознательные образы появляются во снах. Сновидица может оказаться в подвале, часто со многими коридорами и комнатами, иногда похожими на лабиринт. Она может обнаружить себя в подземном мире или в глубокой пещере, где встречает людей, объекты или животных и испытывает благоговение, страх, испуг или интерес – в зависимости от того, боится она или нет этой области в самой себе.

Персефона как повелительница и проводник в подземное царство олицетворяет способность перемещаться между эго-реальностью "действительного" мира и бессознательным, или архетипической реальностью души. При активности архетипа Персефоны у женщины появляется возможность стать связующим звеном между этими двумя уровнями и включить их в свою личность. Она может служить проводником для других, кто "посещает" подземный мир в своих снах и фантазиях, и способна помочь тем, кто "похищен" и теряет связь с действительностью.

Женщина-Персефона: От женщины-Персефоны неотделимо качество юности. Она может действительно выглядеть моложе своих лет или иметь что-то "девичье" в своей личности, элемент "позаботься обо мне, маленькой", который может быть пронесен через средний возраст и дальше. В "Персефоне" есть что-то гибкое и тонкое, позволяющее подстраиваться к обстоятельствам или сильным личностям. Следуя сначала в одном направлении, а затем в другом, в зависимости от того, куда "дует ветер", отступая при усилении давления, она остается в любой ситуации незатронутой переживанием до тех пор, пока не возьмет на себя преобразующие ее обязательства.

Родители: Нередко дочь-Персефона – "маленькая мамина дочка", вместе со своей матерью появляющаяся в объединенной схеме "Деметра-Персефона". Матери этого типа часто обращаются со своей дочерью как с расширением себя самой, способствующим их самоуважению или умаляющим его. Эта схема поведения может преобразоваться в очень близкие отношения, в частичное слияние души матери и дочери. Мать выбирает детские компании, уроки танцев или музыки, даже подруг, как будто лелеет саму себя. Она дает дочери то, что сама хотела получить или пропустила, когда была ребенком, не считаясь с тем, что у дочери могут быть другие потребности.

Дочь-Персефона не старается опровергнуть впечатление, что ее пожелания в отношении важных для нее вещей совпадают с желаниями матери. По своей природе она восприимчива и податлива и хочет быть приятной.

Астрология

Прозерпина — самая дальняя из всех рассмотренных ранее планет, пока еще официально не открыта, но ее влияние на человечество уже достаточно ощутимо. Время, когда ее существование будет подтверждено современными учеными, ознаменует новый этап в развитии человеческой цивилизации, это будет время качественного скачка в сознании людей, сопровождающееся очень жесткой проверкой на готовность к дальнейшей эволюции.

1. Прозерпина — это синтез внешнего и внутреннего, духовного и материального.

"Персефона разрывалась между двумя мирами – земным и подземным."

2. Прозерпина все подвергает проверке на истинность, на чистоту. В центр допускается только то, что действительно заслуживает вечности, а все остальное будет безжалостно раздавлено жерновами, перемалывающими материю.

"В виде гранатовых зерен Персефоне был преподнесен урок, который заставил ее задуматься о сових поступках и их последствий для себя"

3. Прозерпина — это возрождение, точнее, обновление, второе рождение — к истинной, совершенной жизни. Но Прозерпина — это тоже смерть: то, что не может возродиться, должно умереть, не всякий материал годится для второго рождения, и не из всякого пепла может возродиться феникс.

"Персефона оживала и умирала, перемещаясь из царства мертвых в царство живых."

4. В астрологии Прозерпина связана со всеми процессами преобразования материи в новое качество — это суть алхимии. У современных людей искусственно сформировано неправильное понимание алхимии, которой приписывается поиск универсального средства (философского камня) для преобразования свинца в золото. Сутью алхимии, прежде всего, является внутреннее, духовное преображение человека, и как следствие — преображение материи физического тела. И бессмертие, которое дает алхимия, — это, прежде всего, бессмертие в духе, это обретение целостности своей природы, хотя это вовсе не говорит о том, что истинные алхимики не могут продлить жизнь своего бренного физического тела. Философский камень и элексир жизни — это духовные понятия, это точка в центре символа Прозерпины, эта сам дух человека, бессмертный и божественный, который способен творить чудеса, преображая косное в возвышенное.

"Персефона была никем, пока обстоятельства не вынудили ее выйти из привычного образа жизни. В заточении ей дан был шанс остаться наедине с собой и осознать значимость свою – она смогла из маленькой девочки перевоплотиться в повелительницу подземного царства."

5. Прозерпина позволяет вам быть проводником высшей системы знаний. Одно из удивительных свойств Прозерпины – это умение воспроизвести систему так, что внешняя сторона остается той же, а внутренняя структура видоизменяется полностью. То есть вы можете в один прекрасный момент воспринять систему таким образом, что неожиданно меняет вашу структуру сознания и внутреннюю сущность под воздействием скрытых глубинных процессов. Для вас становится характерным умение увидеть новое в традициях и воспроизвести это на ином, особом уровне, способность извлекать максимальную пользу из минимальных возможностей и при этом не испытывать страданий.

"Персефона имела доступ к двум мирам, что давало ей возможность оценивать каждый из них по достоинству. Ценить, то чего лишало царство мертвых, но при этом ценить и то, чего лишало царство живых."

В сатье использовалась информация автора книги Дж. Болен


Оставить отзыв

Всего отзывов: 12 | Смотреть все отзывы
  Внимание! Только для зарегистрированных на форуме Окулуса пользователей! 

Зарегистрироваться

 
 - форматирование выделенного текста
Ник на форуме
Пароль на форуме
Текст
 




   

Инструкция для тех, кто пользуется транслитом