окулус | блоги | мартини | the art | акциональный голод и культурные...

Акциональный голод и культурные консервы

Спонтанность - катализатор креативности (понимаемой как действенное творческое отношение к бытию в различных его ипостасях). Творческий процесс воплощается в появлении того или иного материального или идеального продукта (в том числе роли - см. выше), который может обретать длительно сохраняющуюся форму, т.е. консервироваться. (На уровне человечества речь идет о так называемых культурных консервах,- продуктах культуры, фиксированных в форме произведений науки, искусства). Консервы не содержат уже ни спонтанности, ни креативности; однако, оживленные в индивидуальной жизни или в жизни новых поколений, они способны побуждать к творчеству, что осуществляется благодаря разогреву. (Я.Морено)


Одно только и есть счастье — творить. Живет лишь тот, кто творит…Все радости жизни — радости творчества.

Материал из книги Петрушина В.И "Неврозы большого города"

Когда психотерапевты пытаются вывести человека из не­вроза, отягощенного мрачными и тревожными чувствами, они всегда интересуются, в каком виде деятельности их клиент чув­ствует себя наиболее уютно и комфортно. Нередко оказывает­ся, что клиент не смог найти себе достойного дела, которое он мог бы выполнять с интересом и увлечением, забывая обо всем. И если психотерапевту удается помочь клиенту найти наилуч­шую точку приложения своих сил, то тогда многие невроти­ческие проблемы отпадают и уходят сами собой.

Каждому из нас присуще то, что психологи называют акциональным голодом. Под этим подразумевается наша врож­денная потребность в самореализации и естественном выра­жении нашей внутренней духовной сущности в каком-либо виде деятельности. Лучше всего для этого подходит творче­ство — занятие любимым делом, особенно, когда оно может быть полезным другим людям.

Giovanni Battista Torriglia- итальянский художник, родился в Генуэ.Наиболее известен как живописец жанровых сцен из жизни итальянской крестьянской семьи, Torriglia был особенно почитаем за оригинальные изображения. Его картины обычно включают многофигурные композиции и сильный элемент повествования. Художник стремился показать, что счастье не зависит от материального богатства.


«Для счастья человека, — писал Шопенгауэр, — необхо­дима работа — он должен чем-нибудь заниматься, что-нибудь, где можно, делать и во всяком случае чему-нибудь учиться... Всего счастливее с этой точки зрения люди даровитые, кото­рые сознают в себе способность к созиданию важных, великих и цельных творений».

«Возможность коррекции личностных напряжений — вели­чайший дар природы человечеству, синонимом которого является творчество», — пишет знаменитый американский психоте­рапевт Ролло Мэй. Попав в сложную жизненную ситуацию, мы часто теряем сами себя, не знаем, кто мы, где мы есть и куда нам двигаться дальше. «Если воодушевить такого человека, —про­должает далее Р Мэй, — помочь ему избавиться от боязни пе­ремен и вывести из статичного болезненного состояния, нач­нется процесс коррекции и неожиданно могут раскрыться его необыкновенные творческие способности». (РоллоМэй. Искус­ство психологического консультирования. М., 1994).

Николай Васильевич Гоголь, всю жизнь страдавший от ма­ниакально-депрессивного психоза, в своей «Авторской испо­веди» так разъясняет свою потребность в творчестве: «На меня находили припадки тоски, мне самому необъяснимой, которая происходила, может быть, от моего болезненного состояния. Чтобы развлекать самого себя, я... выдумывал целиком смеш­ные лица и характеры, поставлял их мысленно в самые смеш­ные положения, вовсе не заботясь о том, зачем это, для чего и кому выйдет от этого какая польза».

Согласно точке зрения Фрейда все достижения человеческой куль­туры и цивилизации есть сублимация либидо — сексуальной энергии, направляемой на общественно-значимые цели.

Творческая и поисковая деятельность, как это видно из био­графий великих ученых, писателей, художников, и как сегодня подтверждено во многих специальных исследованиях, обладают удивительной способностью поддерживать психосоматическое состояние человека на очень хорошем уровне. Философы в этом случае говорят о благодатной трансцендентальной сущности человека, его способности выходить за пределы своего узкоэго­истического бытия и становиться выше своих болезней и пре­вратностей судьбы.Психологи и физиологи — о возможностях поисковой деятельности повышать жизнестойкость организма не только человека, но и животного.

Творчество —это всегда поиск либо новых идей, новых воз­можностей и путей решения старых задач, либо новых форм в искусстве, либо новых способов самовыражения. Состояние творческой и поисковой активности всегда связано с мобилиза­цией внутренних духовно-энергетических ресурсов человека на преодоление выхода из создавшейся ситуации. Именно эта мо­билизация психологических ресурсов и помогает человеку справляться с бытовыми сложностями жизни и преодолевать разного рода болезни.

В первой главе мы уже говорили о работах по изучению по­исковой активности В.Ротенберга и В.Аршавского. В предпри­нятых ими исследованиях поисковая активность была определена главным фактором, который определяет устойчивость организма к любым неблагоприятным факторам внешней сре­ды, в то время как пассивно-оборонительная реакция делает его значительно более уязвимым ко всевозможным вредным воздействиям.

Позитивный стресс сменяется негативным дистрессом, ког­да поиск уступает место отказу от поиска. Поэтому среди пен­сионеров наименьшее число проблем, связанных со здоровьем, наблюдается у тех, кто сохраняет активность и испытывает чув­ство ответственности за какие-либо семейные или обществен­ные дела. В то же время отказ от общественно-полезной дея­тельности, от борьбы, от надежд, от противостояния трудно­стям — надежный предвестник появления разнообразных психосоматических заболеваний. Установка на пассивный от­дых при выходе на пенсию — самое худшее, что может приду­мать себе человек.

Не только писатели и художники знают о целительной силе творчества. Это знают и садоводы-любители, и спортивные тре­неры, и врачи, и вообще любой человек, который способен от­носиться к своему делу неравнодушно и предельно заинтересо­ванно.

Творчество в ТТС понимается широко — как выполнение любого общественно-полезного дела в соответствии со своими неповторимыми духовными особенностями. Поэтому творчество не может быть реакционным, безнравственным, оно всегда — созидание, несущее в себе позитивную индивидуальность автора.

Поскольку главный инструмент всякого творчества — прояв­ление живой духовной индивидуальности, то и больной, и здоро­вый человек познают в творчестве свою уникальность, становят­ся самими собой и освобождаются от тягостной неопределеннос­ти, которая всегда присутствует в расстройствах настроения.

Основной и специфический механизм терапии творческим са­мовыражением (объединяющей на едином основании лечение че­рез общение с музыкой, живописью, архитектурой, лечение со­зданием творческих произведений и т. д.) — это целебное ожив­ление духовной индивидуальности, подведение пациентов к возможности испытать творческое переживание — вдохновение.

Терапия творческим самовыражением, примененная в сфе­ре психологического воздействия на человека как с лечебны­ми, так и немедицинскими целями, неизменно обнаруживает способность помочь человеку познать и изучить себя при по­мощи творческой деятельности, сознательно и целенаправлен­но прояснить свою индивидуальность и значимость. Она помо­гает найти свое место в социуме, обрести себя в творчестве, способствует активному нахождению средств преодоления кризисных состояний и подниматься на новую ступень в своем развитии.

При всех прочих равных условиях творческий человек, как можно заключить из сказанного выше, более живуч и более здоров. Поэтому повышение творческого потенциала оказы­вается важным не только для профессионального роста, но и для хорошего самочувствия.

Чертами творческой личности, согласно американскому психологу К. Тэйлору, являются: стремление быть на передо­вых рубежах в своей области; независимость и самостоятель­ность суждений, стремление идти своей дорогой; склонность к риску; активность, любознательность, неутомимость в поис­ках; неудовлетворенность существующими традициями и ме­тодами и отсюда — стремление изменить существующее поло­жение дел; нестандартность мышления; дар общения; талант предвидения. (Гончаренко Н.В. Гений в искусстве и в науке. М., 1991). Другие исследователи указывают на такие черты творческой личности, как богатство фантазии и интуиции; спо­собность выходить за рамки обычных представлений и видеть предметы под необычным углом зрения; способность разре­шать тупиковые ситуации в тех случаях, когда они не имеют логического решения, оригинальным путем.

Человек творческий готов творить и создавать нечто для него интересное без всякого материального вознаграждения, ибо самая большая радость для него — это сам процесс твор­чества. И в конце концов от этого он выигрывает в смысле сво­его здоровья и радостного мироощущения. Этого не дано мало творческому человеку, ибо, как сказал Элберт Хаббард: «Кто делает не больше того, за что ему платят, никогда не получит больше того, что он получает».

Американский психолог Торранс выявил у творческих людей такие личностные черты, как стремление к превос­ходству, к риску, к нарушению привычного порядка, тяго­тение к независимости, радикализм, напористость, упрям­ство, дерзание и смелость. Эти черты личности связаны с определенной долей агрессивности. Можно предположить, что воспитание в себе здоровой агрессивности, связанной с общей стеничностью и стремлением к позитивному само­утверждению — один из путей к здоровью. Одним из поло­жительных качеств агрессии является то, что она способ­на подавлять страхи и беспокойства, которые являются оп­ределяющими свойствами невротизированной личности.

Доминирование эмоции страха по мнению ряда исследо­вателей есть препятствие для формирования черт креатив­ности. Страх делает человека ригидным, предопределяет привязанность к традиционным формам, ограничивает стремление к самостоятельным поискам, в страхе люди лег­че поддаются внушению. При снятии чувства страха креа­тивные показатели резко повышаются. Поэтому при ис­пользовании методики брэйнсторминга, нацеленной на по­иск решения проблемной ситуации, категорически запрещается какая-либо критика вносимых предложений. Таким простым правилом работы значительно увеличива­ется шанс творческих находок.

Целебность творчества заключается в том, что оно откры­вает и дает человеку смысл его существования. Если этого смыс­ла нет, если жизнь кажется бессмысленной, то очень скоро она прекращается. Исследования личности самоубийц, как в нашей стране, так и за рубежом, а так же наркоманов и алкого­ликов показывают, что их общей характерной чертой являют­ся частые переживания апатии, скуки, депрессии и тревоги. Эти переживания есть следствие тщетных попыток найти смысл своей жизни. Как следствие отчаяния — обращение к деструк­тивным способам избавления от негативного состояния в виде употребления психоактивных веществ. Кропотливая работа и помощь психотерапевта клиенту в поиске призвания при по­мощи современных методов профориентации помогает ему в нахождении смысла своей жизни.

Помочь найти человеку смысл своего существования не­простая задача для психотерапевта. Но он не может дать его напрямую в виде совета. Клиент должен суметь найти и опре­делить его для себя сам. Экзистенциальный анализ должен помочь человеку осознать ответственность за реализацию его жизненных целей. Самое главное — помочь найти свое при­звание, любимое дело, в котором человек может обрести смысл своей жизни. При этом, чем больше человек восприни­мает свою жизнь как выполнение поставленных перед ним задач, тем более наполненной смыслом она ему кажется.

Очень важным является осознание человеком своей мис­сии в этом мире. Особенно отчетливо это проявляется у веру­ющих, воспринимающих свою жизнь как выполнение задач, поставленных самим Всевышним. «Христианское существо­вание, — указывает В. Франкл, — рассматриваемое как про­должение жизни господней, в конечном счете по сути своей представляет свободно избранную имитацию жизни Христа, повторение его «страданий» . Поэтому все переживания, вы­павшие на долю человека, с точки зрения протестантов, пред­ставляют собой дар божий (милость Господню)».

Стремление к творчеству и чувство любви очень сильно связаны между собой. Как сказал Эрих Фромм: «Любовь и труд нераздельны. Каждый любит то, для чего он трудится. И каж­дый трудится для того, что он любит». Поэтому естественно, что большинство людей пытаются найти и находят смысл сво­его существования в любви. Но Франкл справедливо полагал, что любовь — не лучший и не единственный способ наполнить жизнь смыслом. При утрате объекта любви жизнь для многих людей теряет смысл. И только творчество, либо религия и вера могут быть для человека надежными опорами. Исходя из принципов логотерапии Франкла, каждый из нас должен осознать важность взятия на себя ответственности за свою жизнь и нахождение в ней смысла в любой ситуации, помня о том, что человеческая жизнь никогда, ни при каких обсто­ятельствах не теряет своего смысла. При этом надо руко­водствоваться голосом своего сознания. Чтобы помочь кли­енту найти смысл своей жизни, логотерапевты спрашивают его: «В какой области деятельности вы хотели бы просла­виться?» или «Каких творческих успехов вы могли бы до­биться в жизни?» Важно расширять количество источников смысла. Для мужчины это может быть не только професси­ональная роль, но и роль мужа, отца, организатора какого-либо любительского объединения. Как говорится в английс­кой пословице, «не привязывай свой корабль только к одно­му якорю», то есть, не сковывай свою жизнь одной единственной надеждой, идя с рынка, не клади все яйца в одну корзину.

С течением жизни в разные ее периоды смыслы меняются. Одни смыслы у молодого человека, другие — у пожилого. Увидеть их в каждый текущий момент жизни — большое дело.

Знаменитая голливудская актриса Мерилин Монро виде­ла смысл своей жизни в том, чтобы выступать в роли притя­гательного сексуального объекта, способного покорять сер­дца всех мужчин. На пороге сорока лет, когда молодость и привлекательность стали увядать, она осознала, что теряет­ся смысл ее жизни, что она не может быть больше такой, какой была раньше. В результате — преждевременная смерть. Марлен Дитрих в той же ситуации поняла, что она может быть интересной не только как сексуальный объект, но и как интересный интеллектуальный собеседник.

В своей книге «Идеализм как физиологический фактор» (Юрьев, 1908) А.И. Яроцкий указывает на то, что духовная сила человека всегда и при всяких обстоятельствах является залогом выздоровления от серьезной болезни, так как истин­но материалистическое мировоззрение не отрицает реального существования духовных и нравственных сил, заложенных в душе человека. Чтобы вылечить человека, необходимо всеми силами поднимать его дух, яркость и интенсивность личности и на этом пути добиваться его нравственного перерождения. И меркой по отношению к тому, каким быть человеку, долж­ны быть не окружающие нас люди, а образы Микеланджело, Рафаэля и Леонардо да Винчи. В прежние времена, — пишет А.И. Яроцкий, — «когда человеку угрожала тяжелая болезнь, он давал себе обет сделать какое-нибудь доброе дело для свое­го излечения или совсем посвятить себя Богу». И человек выз­доравливал. Смыслом этого опыта было выздоровление на ос­нове перерождения всей духовной сферы личности. Духовный рост и нравственное перерождение личности являются теми рычагами, которые дают возможность пробудить в душе боль­ного могучие силы выздоровления.

Неприятности жизни, именуемые сегодня стрессами, для многих людей являются пусковыми механизмами их заболева­ний. Инсульт и инфаркт, астма и язва рассматриваются больны­ми как следствия пережитых неприятностей. Но эти болезни, согласно представле-ниям И. Марциновского, показывают зави­симость человека от внешних предметов и условий. Пациент считает, что если бы обстоятельства были другими, то он бы не заболел. Но истинную причину болезни надо искать внутри себя — если бы душа была бы иной, то человек бы не заболел.

Больше всего расстройств человеку чаще всего приносят близкие ему люди. Но И. Марциновский справедливо указывает на то, что это не они его сердят, а он на них сердится. И объек­том лечения и изменения должна стать не окружающая среда, а растерзанность души самого пациента. Обида и гнев на близких есть следствие ложного мышления. Мы слишком сильно хотим, чтобы окружающие были такими, какими бы нам хотелось их видеть Не принимая их такими, какие они есть, мы разрушаем как самих себя, так и своих близких.

При лечении душевного неравновесия, — полагал Марци­новский, — речь должна идти не о приеме каких-то лекарств, а о выработке нового мировоззрения и такого нравственного состояния, которое не разрушается при ударах судьбы. Ду­шевное равновесие нарушается всякий раз тогда, когда жизнь чувств чересчур усилена, а переработка их посредством разу­ма отступает на задний план .

Так же, как и А.И. Яроцкий, И. Марциновский подчеркива­ет важность совершения какого-то общественно полезного дела. Движение к высокой и благородной цели, вера в успех помогают преодолевать все препятствия, в том числе и болез­ни, не замечая их. Надо только перестать видеть в собственном благосостоянии тот центр, вокруг которого должен вращаться весь мир. Тогда переключение внимания с болезни на здоровье будет приводить к исцелению. «Только тогда, — говорил И Марциновский своим пациентам, — когда вы перерастете ваше страдание, как нечто жалкое, почти недостойное вашего внимания, вы опять сделаетесь сильным, жизнерадостным и свободным от постоянной мысли о том, от чего вы считаете себя зависимым».

От болезней никто не застрахован, и случайно можно забо­леть. Но с человеком случается только то, к чему он был пред­назначен или уже настроен Это означает, что из сотни суще­ствующих возможностей данная личность известным образом делает свой выбор. Отсюда следует вывод: «Содержи твое серд­це и мысли в чистоте, тогда и тебя не коснутся грязь и опасно­сти судьбы» По существу это означает следование нравственным ориентирам, изложенным в Ветхом и Новом завете. И над всеми добродетелями возвышается одно неизменное стремле­ние вверх, борьба с самим собой, неутомимая жажда большей мудрости, доброты и любви.

Г.Селье в связи с этим писал: «Чтобы придать смысл нашей жизни, мы должны поставить перед собой сложную и своевременную задачу. Нам следует стремиться к цели, достижение которой требует напряженной работы. Отсутствие же тако­вой цели — один из самых сильных стрессов, вызывающих язву желудка, инфаркт, гипертонию или просто обрекающих чело­века на безрадостное прозябание».


Оставить отзыв

Всего отзывов: 5 | Смотреть все отзывы
  Внимание! Только для зарегистрированных на форуме Окулуса пользователей! 

Зарегистрироваться

 
 - форматирование выделенного текста
Ник на форуме
Пароль на форуме
Текст
 




   

Инструкция для тех, кто пользуется транслитом