окулус | статьи | прикладная психология | язык тела во взаимоотношениях

Язык тела во взаимоотношениях
(продолжение)

Глава 3

Первое впечатление

Многие из нас знают, что вечеринки - не лучшее место, где можно хорошо узнать человека. Там слишком много шума, слишком много желания произвести впечатление и слишком много болтовни.

И тем не менее часто именно на вечеринках, в переполненной людьми комнате кто-нибудь из присутствующих вдруг привлекает ваше внимание. С помощью флирта, пустого разговора, вы стараетесь заставить этого человека вас заметить. Что определяет ваше первое впечатление?

Многое зависит от его лица и улыбки. Мы привыкли считать симметричные лица красивыми, а симметричные улыбки искренними. Если в брошенном на вас взгляде вы заметите злобную ухмылку или же напряженную кривую улыбку, вы, вероятно, отвернетесь, даже не отдавая себе отчета, почему вы это делаете.

Больше сорока лет психологи ломали голову над тем, почему первое впечатление может так много значить. Многим из вас приходилось испытывать странное ощущение, что вам кто-то понравился, как только вы его увидели. Это не любовь с первого взгляда, но это симпатия с первого взгляда.

В 1979 году американский психолог Роберт Зэйджонк привел доводы в пользу того, что такая мгновенная симпатия - результат "свежего узнавания". Свежее узнавание - это убеждение, в котором присутствует сильная эмоциональная составляющая.

Зэйджонк установил, что первые несколько секунд встречи являются решающими. За это время люди "решают", нравятся они кому-то или нет, даже если они понимают, что у них нет достаточного количества информации, чтобы делать разумные выводы. Наш инстинкт опережает разум.

Зэйджонк не смог точно объяснить, что происходит в эти важные первые минуты, но это, по-видимому, относится к невербальным сообщениям. Способы выражения невербальных сообщений у некоторых людей ловят нас в свои сети, у других - отталкивают.

Необъяснимо, но это так! Когда вы встречаете Джо (или Мэри), у вас тут же возникает желание провести с ним (или с ней) время. Когда вы встречаете Фредди (или Салли), вы знаете, что он (или она) страшный зануда или ужасная женщина. Вам кажется, что в этом нет никакой логики, но в этом есть своего рода психологика.

Что делает людей привлекательными?

В большинстве культур существует "соглашение" относительно того, кого считать физически привлекательным и кого нет. Какие же черты делают человека привлекательным на Западе? Американцы с университетским образованием считают привлекательными женщин со следующими данными:

  • большими и широко поставленными глазами;
  • маленьким носом;
  • маленьким подбородком.

Все эти черты лица имитируют вид маленького ребенка. Другие привлекательные особенности - широкие бедра и "узкие" щеки - ничем не напоминают ребенка.

Кроме того, мы находим людей привлекательными, если они кажутся нам умными и если они разделяют наши взгляды.

Противоречивые способы выражения

Джордж и Сара должны были бы понравиться друг другу, но их первое свидание провалилось и, возможно, оно окажется последним.

Джордж ведет себя уверенно, но слишком по-деловому. Он пожал Сарину руку и отступил, сохраняя формальное расстояние. Держится он очень напряженно. Когда он говорит, он делает упор на главное, как будто находится на совете директоров. Сара же собиралась развлечься. Об этом свидетельствует и ее одежда. Она хотела приятно привести время и доставить удовольствие партнеру. Ее поза более расслабленная. Это прекрасный пример неудачной пары.

Различные типы личностей пытаются привлечь противоположный пол совсем разными способами. Согласно психологу Хансу Эйсенку, способы выражения личности могут составить непрерывный спектр от экстраверсии до интроверсии. Вы можете увидеть это на любой вечеринке. Экстраверт любит находиться в гуще жизни. Он всегда действует уверенно, наслаждается разговорами с представителями обоих полов, любит смелые шутки. Он излучает добродушие. У интроверта с любой вечеринкой всегда связана масса проблем. Он застенчив, его волнует, какое он произведет впечатление. Противоречивые способы выражения личности и язык тела легко могут стать источником проблем.

Приветствие

Способ приветствия постороннего человека противоположного пола может изменяться от отрывистого кивка без всякого физического контакта до рукопожатия и поцелуя руки, как делали в старину рыцари.

Уверенная в себе женщина не станет дожидаться, пока мужчина заговорит, а сама скажет, кто она и что она здесь делает. Она переняла много классических мужских черт. С другой стороны, существуют застенчивые типы. В роли человека, который не пользуется успехом, может оказаться как мужчина, так и женщина. Такой человек не будет пожимать руку, он скорее просто кивнет головой. Некоторым интровертам физические контакты даются нелегко.

Существуют также застенчиво-агрессивные мужчины, которые отказываются от большого количества контактов. Часто они кажутся кроткими, но в действительности уверены, что они выше всех окружающих. Они не дают вовлечь себя в участие в вечеринке, но со стороны отпускают язвительные замечания обо всем, что происходит.

"Свежее узнавание"

Напряженный Джордж не мог иметь успеха у раскованной Сары. Гораздо более положительной оказалась встреча между Сарой и Сэмом. Сэм держится непринужденно.

Уверенный в себе, но не слишком привыкший властвовать мужчина здоровается с женщиной за руку. Он смотрит на нее, но не пытается оказать влияние. Он не слишком долго задерживает ее руку в своей. Он смотрит ей в глаза, но тоже не слишком долго. Если он проявит интерес, он ничего не предпримет слишком внезапно. Устойчивый экстраверт.

Мужчина, привыкший властвовать. Он пожимает руку, развернув ее под некоторым углом. Он показывает ей меньшую часть своего корпуса, чем она ему. Он долго задерживает ее руку в своей, как будто стараясь прочувствовать фактуру ее кожи. Он осматривает ее сверху донизу, не как распутный человек, но оценивая ее одежду, макияж и украшения. Ему нравится командовать, но он слишком хорошо помнит о своем положении, чтобы сделать неосторожный шаг во время вечеринки. После вечеринки, в личной жизни, он может оказаться совсем не таким замкнутым.

Позерство. "Хозяин положения" явно доволен собой. Он выпятил грудь, его промежность слегка выдвинута вперед, а рука лежит на ее плече, что означает, что он считает своего партнера принадлежащим ему. Скорее всего, он сумеет добиться своего, действуя достаточно грубо. В некоторых латинских культурах такое самодовольство считается куда более приемлемым, чем в англосаксонских. Такой мужчина действительно может взять руку прекрасной незнакомки и поцеловать ее, подобно старомодному рыцарю. Хорошенькую женщину не слишком приводит в восторг такая демонстрация. Этот мужчина крайний экстраверт.

"Я слишком хорош, чтобы находиться здесь, поэтому я не собираюсь опускаться до твоего уровня" или "Ты мне слишком надоел, чтобы с тобой разговаривать".

Он сразу привлек внимание Сары тем, что дернул ее за рукав и улыбнулся. Его улыбка была очень располагающей.

Они стали беседовать, и все пошло хорошо. Может быть, это объясняется тем, что у них сходные интересы? Скорее всего, нет. Почти с уверенностью можно сказать, что на их чувства оказали влияние подсознательные факторы. Положительное "свежее узнавание" может иметь место тогда, когда язык тела обоих "ловит вас в сети", а ловить в сети мы умеем самым различным образом.

Когда-то от женщин ждали покорности. Теперь им не приходится играть эти старые роли (см. рис. 33 и 34).

Язык тела выражает также попытки доминировать, и одним из традиционных способов для мужчин добиться этого - начать уделять внимание самой привлекательной женщине в компании. Но и тут возможны различные способы выражения:

"Хам" старается добиться доминирующего положения хвастовством, громкой болтовней и тем, что обнимает талии нескольких девушек одновременно. Некоторым это нравится.

"Клоун" считает наилучшим способом привлечения внимания перес-казывание смешных историй. Чем больше людей вас слушает, тем больше вы получаете внимания.

Нравлюсь ли я ему (ей)?

Мы хотим нравиться не только тем, кто нравится нам, но и тем, кто нам не нравится. Но как вы можете определить, нравитесь вы другому человеку или нет?

В "Звездном путешествии" "Старшин Энтепраиз" пользуется услугами эмпата Битезоида, умеющего читать мысли других людей. Во время битвы это дает экипажу большое психологическое преимущество. Во время большинства наших земных вечеринок мы не можем положиться на чтение мыслей, но мы можем научиться чтению тела.

Когда кто-то обращает на вас внимание, это проявляется в его позе, звучании голоса, в том, как он на вас смотрит, и в тех сигналах, с помощью которых он хочет показать, что он слушает вас.

Мы можем использовать свое тело, чтобы принять человека или чтобы поставить между нами преграду. Последнего чаще всего достигают, повернувшись к человеку спиной. Но существуют и более искусные способы, например повернуться вполоборота или отвернуться в сторону или же, сидя с этим человеком, уставиться в пустое пространство за его спиной. Во всех этих случаях ему будет труднее встретиться с вами глазами.

Люди смотрят друг на друга, потом отворачиваются, потом смотрят опять, и это вполне естественно. В целом время, когда вы смотрите непосредственно на собеседника, составляет около двух третей всего проведенного с ним времени. Оно перемежается периодами, когда вы смотрите в сторону или отворачиваетесь.

Тот, кто интересуется вами, будет смотреть на ваше лицо и глаза. Если это потенциально сексуальная ситуация, он, по-видимому, также постарается незаметно осмотреть ваше тело. Опытные мужчины умудряются осмотреть тело женщины, бросая быстрые короткие взгляды, вместо того чтобы откровенно уставиться на нее. Чаще всего они это делают во время беседы, потому что в это время находящаяся напротив женщина вынуждена концентрировать свое внимание на губах говорящего. Когда она смотрит на его губы, менее вероятно, что она заметит, куда направлен его взгляд. Когда женщина смотрит на мужчину, она обычно уделяет больше всего внимания лицу, грудной клетке и плечам. Женщины гораздо реже смотрят на область промежности, чем мужчины, хотя сексуально заинтересованные мужчины стремятся слегка выпятить вперед эту область.

Если время, когда человек смотрел на вас, значительно меньше времени, которое он потратил на то, чтобы смотреть по сторонам, значит, вы его не интересуете. Такое рассеянное поведение часто сопровождается асимметричной улыбкой и нервными поворотами головы. Во время приемов, связанных с работой, не слишком любезно рассматривать горизонт в поисках, с кем бы еще поговорить, но это случается неизбежно. Людям необходимо видеть, кто здесь еще присутствует. Но во время настоящей вечеринки неугомонный искатель посылает негативное сообщение. Он (или она) просто не хочет вас знать. Постарайтесь утешить себя мыслью, что он просто занят самим собой.

Второй способ понять, что вы вызвали у кого-то заинтересованность,- это обратить внимание на то, что этот человек прислушивается не к тому, что вы говорите, а к ритму вашего разговора. Когда мы слушаем, мы по особым, едва уловимым признакам определяем, когда наша очередь вставить слово. Невербальные сигналы крайне важны для нормального течения разговора. Хорошие слушатели инстинктивно чувствуют, как приободрить говорящего с помощью взгляда, кивка головы или мимолетной улыбки. Чтобы послать невысказанное сообщение "Я хочу говорить", слушатель отворачивается, делает вполне определенные телодвижения, вздыхает. Хороший слушатель делает это тогда, когда говорящий подходит к концу фразы, чтобы дать понять ему, что он хочет вмешаться в разговор (см. рис. 36). Некоторые феминисты утверждают, что женщины значительно лучшие слушатели, чем мужчины, но это может объясняться тем, что женщины проявляют гораздо более определенную обратную связь в общении с мужчиной, чем мужчина по отношению к женщине.

Один из способов улучшить свое умение слушать - изучить этот вид языка тела и попробовать применить его на практике. Вы обнаружите, что, если вам удастся сохранять такое положение, вы станете гораздо более чутким слушателем. Женщинам нравятся мужчины, которые умеют хорошо слушать.

Посмотрите внимательно на рот слушающего вас человека. Рот должен быть расслаблен и совершенно спокоен. Он не должен быть асимметричным. Асимметричность рта отражает дискомфорт и нервозность. Занятые своими мыслями люди часто водят языком по зубам, сосут или кривят губы. Другой негативный асимметричный сигнал - когда слушателю скучно слушать, что вы говорите, и он наклоняет голову в сторону или подпирает ее пальцем или рукой.

Я уже отмечал разницу между медленной симметричной улыбкой и быстрой асимметричной. Первый вид улыбки отражает настоящую симпатию, второй, в лучшем случае, только вежливость.

Одним из неприятных невербальных сигналов является Подавленный Зевок, когда человек плотно закрывает рот и выпускает воздух через губы. Вы можете заметить, что при этом его щеки слегка раздуваются.

Некоторые техники для практики

Управление разговором

Вы можете управлять общением, поощряя говорящего с вами человека. Если вы будете улыбаться, кивать головой - особенно если вы улыбнетесь во время сделанной им паузы, - вы обнаружите, что человек говорит больше, когда видит в вас хорошего слушателя.

Это нужно делать едва заметно, иначе ваш собеседник почувствует, что вы пытаетесь им манипулировать.

Расположение во время вечеринки

Люди, которые нравятся друг другу и только собираются познакомиться, располагаются близко, но не слишком. Они осознают необходимость с уважением относиться к пространству каждого и не проявлять назойливости. Предлагаю вам интересную маленькую игру. Придвиньтесь поближе к такой паре и понаблюдайте за их реакцией. Они никак не отреагируют и сделают вид, что ничего не происходит? Они уйдут? Или же они повторят ваше движение и тоже придвинутся к вам?

Зеркальное отражение

Зеркальное отражение - это техника, с помощью которой вы имитируете язык тела находящегося напротив вас человека. Теоретически считается, что, если такое отражение будет осторожным и сдержанным, это вызовет у него тепло и расположение к вам. Как вы могли заметить, обычно нам хочется нравиться довольно похожим людям. В некоторых ситуациях отражение очень естественно - например, когда двое влюбленных наклоняются друг к другу. Но в других случаях это может выглядеть грубым и нарочитым. Например, если вы во время разговора меняете позу всякий раз, когда это делает ваш собеседник, это будет выглядеть нарочитым. Но это можно делать очень чутко. Например, вы не повторяете в точности движения тела своего партнера, а только его общие сообщения. Если он проявляет сердечность - и вам это нравится, - вы можете эту сердечность усилить, если будете вести себя подобным образом.

Некоторые люди считают, что зеркальное отражение - это "трюк", и поэтому начинают осторожно относиться к тому, кто это делает. Это особенно касается деловых ситуаций. Так что, пользуясь этой техникой, будьте осторожны.

Ложь

Существует другой способ сознательного использования языка тела как способа выражения. Арджил обнаружил ряд так называемых "маккиавелиевых субъектов", которые, когда они лгут, пользуются сигналами, выражающими полную искренность. Они смотрят вам прямо в глаза, не допускают предательских покачиваний головой и при этом бесстыдно лгут.

Особые проблемы

Особые проблемы могут возникнуть в том случае, если два человека с разными способами выражения личности понравились друг другу и каждому трудно приспособиться к ритму взаимодействия своего партнера.

Мужчина, который считает себя чувствительным "новым мужчиной", может отказаться действовать решительно. Девушку, привыкшую к напористым молодым людям, это может ввести в заблуждение. Почему он не делает шага к сближению, если я действительно ему нравлюсь? Мужчина-интроверт может почувствовать угрозу со стороны девушки, которая слишком рано даст ему понять, что она ждет публичного проявления внимания.

Том и Дженни

Взаимоотношения - вещь сложная, вечно меняющаяся. Для их описания могло бы оказаться полезным использование атласа языка тела, но я предпочитаю конкретизировать некоторые моменты с помощью истории, которая покажет вам, какую помощь может оказать знание языка тела в установлении хороших взаимоотношений.

Начало романа

Тому двадцать четыре года, он работает посыльным, развозит документы на мотоцикле. Дженни двадцать два года и она работает регистратором. Впервые Том увидел Дженни, когда привез документы в ее офис. Она была занята и на него даже не взглянула. Она механически подписала протянутые бумаги.

Обычно, заходя в офис, Том не снимает своего шлема. Однако он сразу заметил Дженни и она показалась ему очень хорошенькой. Тому захотелось сказать что-нибудь веселое, даже слегка пофлиртовать, но он не хотел обращать на себя внимание, снимая шлем, а в нем он выглядел неуклюжим пришельцем из космоса.

На следующий день Том вручил ей большую стопку документов. На этот раз он оставил свой шлем внизу. Он знал, что в таком виде, если ему удастся встретиться с Дженни глазами, ему легче будет начать разговор. Дженни не поняла, что это он же приносил документы вчера.

- Я обычно не снимаю свой шлем, - сказал Том, улыбаясь.

- Принимаете участие в конкурсе красоты?

Остроумный ответ Дженни привел его в замешательство. Может быть, несмотря на первое впечатление, она слишком строга?

- В нем вы похожи на астронавта, - добавила она с улыбкой.

Том заметил, что ее улыбка была долгой и не судорожной. Но он не чувствовал себя достаточно уверенно, чтобы сказать еще что-нибудь. Мужчины поймут его затруднения. Мужчины все еще обычно делают первый ход, и при этом они рискуют получить отказ. Откуда Том мог знать, что, пригласив ее в бар, он получит согласие?

Женщины же, я думаю, скажут: "А чего вы ждете от Джении? Что она схватит его за руку? Примет призывную позу?"

Том не был обескуражен. Он не успел достаточно продвинуться, но ему было известно, что в фирму, где работает Дженни, нужно будет доставлять документы и в следующие дни.

Дженни удивилась, что Том не сказал чего-нибудь неприятного, когда она съязвила по поводу конкурса красоты. Большинство посыльных были обидчивы и мечтали о блестящей карьере. Мало кому нравится быть мальчиком на побегушках.

Личное пространство

При возможном начале возможных отношений люди очень чувствительны к персональному пространству. Арабы и латиноамериканцы сочли бы расстояние, на котором стоит Том, оскорбительным.

Но Том не араб и не латиноамериканец. Он может подойти к Дженни и "нависнуть" над ее столом. Она дает ему возможность действительно подойти близко и, если он хочет, бросить взгляд на ее грудь. Но Том слишком чувствителен, поэтому он соблюдает дружеское расстояние: достаточно близко для того, чтобы показать, что он проявляет к ней интерес, но не настолько близко, чтобы действовать на нее подавляюще.

Женщинам обычно не нравятся слишком бесцеремонные мужчины, которые вторгаются в их личное пространство.

Если бы Том подошел слишком близко, Дженни почувствовала бы угрозу. Обстановка офиса обычно обеспечивает идеальные возможности защиты для женщин. Существует движение "голова-вниз-и-вверх-на-процессор". Существует положение " полное-сосре-доточение-на-теле-фоне". Возможна также реакция "моя-единсгаенная-любовь-это-копировальная-уста-новка" . Все это можно использовать для того, чтобы дать отставку офисному Ромео.

Когда вторгаются в наше личное пространство, нам это неприятно. В лондонской подземке, нью-йоркском или токийском метро люди в часы пик часто оказываются прижатыми к прекрасным незнакомкам. В нормальных условиях вы можете находиться так близко к человеку только в том случае, если вы собираетесь его поцеловать. Человеческие существа пользуются всеми возможными средствами защиты. В вагонах метро они делают стеклянные глаза, как бы говоря: "На самом деле меня здесь нет", "Меня только перевозят", "Внутри никого нет". Интроверты труднее справляются с вторжением в их личное пространство, чем экстраверты.

Первый шаг

Сделать первый шаг всегда рискованно. Вам могут предложить удалиться. Некоторые мужчины из-за этой неуверенности часто ведут себя слишком агрессивно.

Но Том раскрепощен, и он хорошо чувствует язык тела. К счастью, он не проявил излишней настойчивости, потому что Дженни испытывает отвращение к "настоящим мужчинам". С нее достаточно одного из ее первых приятелей.

Пока Том стоит рядом с ней, Дженни приходит к выводу, что он довольно мил. Его болтовня ее забавляет, он кажется вполне раскрепощенным. Ей нравится его улыбка, хотя она и не отдает себе отчета в том, что причина этого в полной симметричности этой улыбки. - Подпишите это, пожалуйста. Том протягивает Дженни документы на подпись. Это движение еще больше уменьшило расстояние между ними, и в это время они опять обменялись улыбками. В какой-то момент дружеская улыбка Дженни могла даже показаться преждевременной. В классической драме восемнадцатого столетия "Супружеская неверность", написанной Мариво, Арлекин, деревенский парень, так описывает свое ухаживание за Сильвией:

Если я расскажу вам историю нашей любви, вы будете восхищены ее скромностью. Сначала, когда я проходил мимо, она пятилась назад. Потом она стала пятиться все меньше и меньше, и в конце концов она вообще перестала это делать. Она бросала на меня тайные взгляды, а когда я смотрел на нее, лицо ее заливала краска смущения. И, когда я видел, в какое смущение повергает ее мой вид, я чувствовал себя королем.

В наши дни поведение Сильвии показалось бы слегка манерным и слишком уж застенчивым.

Но Том и Дженни не принадлежат к деревенским жителям восемнадцатого столетия. Они смотрят друг на друга и им нравится то, что они видят. Как любой нормальный мужчина, Том смотрит не только на лицо Дженни, но и ниже. Как и всякая женщина, Дженни с удовольствием отмечает его широкие плечи. Кроме того, ей нравится цвет его волос.

Слышатся сигналы мобильного телефона Тома, но, прежде чем он подносит его к уху, он улыбается Дженни и делает жест рукой, как бы оправдываясь перед ней.

Свидание

Том решает, что пора сделать что-то определенное, чтобы показать Дженни, что он хочет с ней встретиться. В следующий раз, подавая ей документы, он говорит:

- Там есть один для вас.

Это карточка "Шлема". Это приглашение в бар. Когда она ее берет в руки, Том предусмотрительно отходит в сторону. Он не хочет показаться слишком напористым.

- Хорошо, я подумаю, - говорит Дженни.

- О! - Том разочарован. Он рассчитывал сразу услышать "Да". Он не знает, что Дженни встречается с Дэнни. Дэнни, похоже, воспринимает их отношения как нечто само собой разумеющееся, но Дженни не вполне готова от него отказаться. Том быстро находится. Он улыбается, внимательно следя за тем, чтобы его улыбка не была слишком короткой.

- Ничего серьезного. Просто выпьем по бокалу вина.

И он быстро уходит.

Дженни испытывает облегчение. Она ненавидит, когда на нее давят.

На следующий день Том получает сообщение. Фирме, где работает Дженни, нужно доставить документы, и она просит, чтобы это сделал Том.

- Вы все еще предлагаете сходить в бар? - спрашивает Дженни с улыбкой.

Теперь улыбаются оба.

Это было несколько недель спустя. Том узнал, что ответ Дженни решило поведение Дэнни в тот вечер, когда Том в первый раз пригласил ее в бар. Дзнни явился к ней поздно вечером, хорошенько выпил, закусив ее сливочным мороженым, и сразу отправился в постель, собираясь заняться любовью. Своей победой Том был обязан оскорбительному поведению Дэнни.

Враждебность и раскрытие

Вернемся опять к нашей вечеринке. В одной из групп мы видим спорящую пару. Сексуальные отношения часто включают много агрессии. Когда мальчик и девочка при встречах дерутся, никто из них не заподозрит, что их влечет друг к другу. Они возбуждают друг друга, но это возбуждение они объясняют враждебностью, а не эротикой. В фильмах часто любят показывать, как мальчик и девочка постепенно осознают, что они должны не бороться, а заняться любовью. Реальная жизнь обычно менее драматична, но во время вечеринок пары часто ходят вокруг, прежде чем установятся взаимоотношения. В этом контексте язык тела является частично сексуальным, частично агрессивным. Некоторые его элементы, например щипок за ягодицу, носят, безусловно, враждебно-эротический характер. О том же напряжении, но в более деликатной манере, свидетельствует разговор, пересыпаемый колкостями с легким оттенком враждебности и вызывающими взглядами.

Когда вы испытываете враждебность, вы не можете в достаточной степени раскрыть себя - и вечеринки вам в этом помогут. Это все видимость: много показать и мало сказать. Но возбуждение является сильным стимулом. Если вы будете проявлять меньше враждебности, вы больше откроетесь - и отношения завяжутся. Чем больше мы встречаемся с человеком, чем больше мы чувствуем, что нравимся ему, тем больше мы говорим о своей работе, семье, о своих мечтах, прошлых связях и надеждах на будущее.

Как вам станет ясно из следующей главы, открывая сведения о своей жизни, мы стремимся открыть и часть своего тела.

Первое впечатление очень важно. Сумеете ли вы воспользоваться шансом и завязать отношения с понравившимся вам человеком, в значительной степени зависит от первой встречи.

Если вы хотите узнать, хочет ли кто-то с вами встречаться, слушайте, что он говорит, но одновременно обращайте внимание на тон его голоса, его жесты и на то, как он на вас смотрит.



предыдущая глава