окулус | блоги | наталия бучацкая | жзл | франц шуберт. музыкально-эзотерические...

Франц Шуберт. Музыкально-эзотерические размышления.

Музыка

Благодарить? - Благодарить.

За боль? - За боль - еще важнее.

Простить обидчика? - Простить.

Он - слаб. И в страхе. Ты - сильнее.

Принять скорбящего? - Принять.

… Все его скорби и тревоги.

Поднять упавшего? - Поднять.

Он твой собрат. Один из многих.

Благословить? - Благословить.

И проклинающих? - Их тоже.

Любить жестокий мир? - Любить.

Его спасти Любовь лишь может…

(Елена Туркка)

Cлушая музыку, я всегда пытаюсь разобраться в душе, какие чувства она во мне будит...

Могучий, несгибаемый Л.В.Бетховен, изящно- кружевной, порой трагичный В.А.Моцарт, И.С.Бах, с его философской мудростью, "космической музыкой сфер..."

Я слушаю, я впитываю в себя музыку австрийского композитора- романтика Франца Шуберта..

Его музыка очень лиричная и земная.

Она пахнет лугом и лесом , полевыми цветами, яркими ночными звездами, водопадами и водными гладями, что сверкают в солнечных лучах..

В его музыке слышны протяжные звуки волынки, почти человеческий,- голос скрипки, романтичность гитары, веселость контрабаса...

Она наполнена светом, солнечным и ярким, словно она- всегда наполнена любовью к самой Жизни, не смотря ни на что, с ее любовью, печалью, одиночеством и надеждой..

Она чиста и правдива.

Искренняя и обаятельная, добрая и лиричная, она наполняет нас Божественной любовью, одаряет Божественной Мудростью, Верой, Надеждой, словно подсказка Свыше..

Там, в Божественном Мире, в Раю, еще до своего земного воплощения, мы сами выбираем свою судьбу, программу, родителей, земной путь и задачи воплощения..

Так, наверное, было и с Францем Шубертом..

Он появился на свет в убогой, крошечной комнате..

Шестой ребенок в семье, он занимал немного места, в воздухе, в люльке..

Рукою его отца каллиграфически четко выписано:

Франц Петер Шуберт, родился 31 января 1797 года, в 1 1/2 часа

пополудни, крещен 1 февраля"

Строгость отца, его педантизм, скупость и неулыбчивость, верноподданичество и скромность и - вот "солнечная сторона" , отцовское начало,-Франца Шуберта.

"Семья- маленькое государство",- любил говорить отец Шуберта, Франц Теодор Шуберт, учитель приходской школы в Лихтентале, предместье Вены..

И он не терпел леность, бездеятельность, миндальничанье с детьми, был строг, не терпя -ни жалоб, ни роптания.

Лунное начало, Мать- Мария Элизабет - великая труженица, домохозяйка, мягкая, добрая, терпеливая..

Ее полы, столы, утварь и посуда были доведены до зеркального блеска, никто никогда не слышал от нее ни малейшей жалобы..

Ложась заполночь и вставая с первыми звездами, -она обожала своих детей и молилась за мужа..

Родила она всего четырнадцать детей, но , к сожалению, они часто умирали...

" Бог дал, Бог- взял", -вздыхая и утирая скупые слезы, говорила она..

Маленькие семейные праздники- музыкальные вечеринки из детства будущего композитора, когда отец, в праздники, снимал со стены виолончель,а старший брат Игнац-скрипку и начинался КОНЦЕРТ...

Мать становилась розовой, ее лучистые глаза блестели счастьем, любовью и радостью- от этого семейного единства, дружного пения, воодушевления..

Маленький Франц радостно улыбался, - ему тоже нравилась музыка..

Вообще, он рос, как говорят, не по дням,а по часам,- и не доставлял особых хлопот..

Мальчик был добрый, не строптивый, уступчивый..

Часто сидел и слушал сказки рядом с уличными мальчишками и девчонками, играл в игры..

Подрос, пошел в школу, - и учился, опять- таки, прекрасно.

Необыкновенно прилежно.

По воскресеньям- вся семья торжественно шла в церковь...

Там было так красиво, а главное-, (по мнению мальчика, которое он держал в секрете ото всех)-

там торжественно играл орган...Музыка царила там..

Отец, к счастью, думал, что маленький сын весьма благочестив..

Но он не знал, что именно Музыка захватывала маленького Франца целиком....

В семь лет- начал обучению музыке и получил неплохой "музыкальный багаж" в качестве певчего церковного хора, куда его с удовольствием взяли...

А оттуда- блестяще прошел экзамены и поступил в Императорский Конвикт,не смотря на огромный конкурс..

Вот что пишет Борис Кремнев в книге " Франц Шуберт":

"Трудно найти заведение, которое было бы так

противопоказано Францу Шуберту и с такой жестокостью противоречило его

духовному миру и всей мягкой и поэтичной натуре его..

Окрик начинал день.

Окрик и кончал его.

А в промежутке появлялся кнут. То в виде розги -

воспитанников пороли часто и нещадно, за малейшую провинность. То в виде

карцера, темного, сырого, холодного.

Вся система воспитания, с железной решимостью проводимая в жизнь

патером Лангом, была устремлена к тому, чтобы выбить из мальчиков

самостоятельность, лишить их индивидуальности.

Всех под одну гребенку! Никому не высовываться! Всем держать равнение!

Полное однообразие. И полная одинаковость.

Одинаковая одежда, на один манер и по одному образцу сложенная на

табуретах подле постелей.

Одинаковые кровати. Железные, узкие, с тощими,

свалявшимися тюфяками и жидкими байковыми одеялами.

Под ними можно спать,

лишь скорчившись в три погибели и согреваясь теплом собственного тела.

Одинаковые жестяные кружки с коричневатой бурдой, едва напоминающей

своим запахом кофе.

Одинаковые миски с супом, в котором, если его

взболтнуть, всплывают редкие крупинки пшена.

Одинаковые ломтики масла,

настолько тонкие, что их еле хватает, чтобы покрыть прозрачным слоем

небольшой кусок хлеба.

Дни, одинаковые, похожие друг на друга. Все на одно лицо. Как

новобранцы.

Утром, когда за черной узорчатой наледью окон стынет тьма, окрик:

"Вставай!"

Вставать. Быстро. Без оглядки. Руки только поспевают попадать в рукава,

пальцы - застегивать пуговицы и пряжки. Отстанешь - пеняй на себя. Не

миновать тебе наказания.

Не успел застелить постель или застелил не по форме - тоже наказание.

Умываясь, залил рубашку - опять наказание.

Наказания подстерегают на каждом шагу. Потому что ни шагу не ступить

без надзора начальства. Оно следит, чтобы ты не оставался с самим собой. И

самим собой. Не думал, не чувствовал, а выполнял, выполнял, выполнял. И

торопился. Все время. Весь день. Из дортуара в умывальник, из умывальника в

столовую, из столовой в классы, из классов на прогулку - по закрытому двору,

парами, по кругу, не разговаривая.

Только ночью остаешься один. Во сне. На короткое время. Чуть свет, в

самый сладкий сон, снова окрик: "Вставай!"

И опять все сначала."

Но ничего не бывает ТОЛЬКО ПЛОХОГО. без хорошего..

Как справедливо вещает пословица: "Нет худа без добра"

Друзья и единомышленники появились именно здесь, в императорском Конвикте...

Они потом сопровождали Франца Шуберта до конца жизни, то есть, до тридцати одного года..

Именно они- Альберт Штадлер, Иоганн Зенн, Антон Хольцапфель, Георг Экель

и , главное, закадычный друг Иосиф Шпаун,- оберегали его от насмешек, брали на себя наказания, "сбрасывались" на нотную бумагу, а ,зачастую, и линовали ее сами.

Они обожали своего друга за незлобивость, талант, ласковую покладистость.

Интересно было наблюдать, как он сочиняет, - пишет Альберт

Штадлер. -

Совершенно спокойно, не обращая ни малейшего внимания на шум и

гам, столь неизбежные в конвикте, сидел он за письменным столиком,

пригнувшись к листу нотной бумаги или книге (он был близорук), покусывая

перо, испытующе барабаня пальцами по столу, и писал, легко и бегло, почти

без помарок.

Будто все должно было происходить именно так, а не иначе".

Именно здесь Франц Шуберт серьезно занимается музыкой и пением, занятиями в хоре и оркестре, изучает "самые свежие", недавно вышедшие из под пера, увертюры опер. Моцарта, симфоний Гайдна и Бетховена...

В Конвикте кристаллизуется его мягкий характер и он выбирает Свой Путь..

Отличный от мнения отца, от устоев семьи..

Нет.Он не роптал...Не спорил..

Но.. это был, зачастую, молчаливый внутренний бунт..

Надо сказать большое спасибо дирижеру учебного оркестра, педагогу Вацлаву Ружичке, который неимоверными усилиями, в виде исключения, договаривается с начальством, а также- с маэстро Сальери, который будет давать уроки юному дарованию Францу Шуберту, в своем доме..

Но,..отец требовал оставить музыку.

Его терпения не хватало..Он негодовал.

Учить, учить, учить,- латынь, закон Божий, математику..

Все остальное- выбросить их головы..

Франц не подчинился.

Ему запретили бывать дома..

Мать в живых, как она не плакала, не молилась, и не просила, он не увидел..

Он встретился с отцом лишь на ее похоронах.

Тяжелая цена за право выбора собственного пути..Но, пожалуй, это был лишь аванс..

Франц решает оставить Конвикт, благо голос уже "ломался"

Отец предлогает жить в семье, но при условии- работаты в семейной школе.

И Франц Шуберт начинает работать школьным учителем..

Он как то заметил, что "он" и "класс" существовали параллельно, практически не мешая друг другу..Они научились сосуществовать...

Трудно себе представить, но большинство замечательных, абсолютно лиричных шубертовских творений родились в постоянном гуле ребячьих голосов..

"День снова начинался по звонку. Колокольчик, пронзительный и

голосистый, звал на занятия. Рано поутру. Как прежде. С той лишь разницей,

что раньше учили Франца, теперь же учил Франц - несколько десятков

непоседливых, озорных ребятишек, спрессованных в тесном классе и неугомонно

выискивающих возможность размяться".

Но самое удивительное:

за три года "школьной каторги" Франц Шуберт написал рекордное число произведений!

Только за один 1815 год Шуберт написал 144 песни, 4 оперы, 2 симфонии, 2

мессы, 2 фортепьянные сонаты, струнный квартет

Более того, у каждой из них- появился свой, особенный стиль..Его дарование развивалось и "шлифовалось..".

И все же строптивый Франц решился уйти из семейной школы....Вопреки всему..

Уж очень он устал от нервотрепки, придирок отца , нудной и нелюбимой работы..

Уйти в никуда.

Начинается пора бездомного скитания, лишь на лето- прерываемая музыкальными занятиями в богатых семьях, + комнатой и питанием, то есть- относительным , кратковременным неголодным благополучием..

Друзья по прежнему занимали огромное место в жизни композитора: они старались организовать его небольшие выступления, дать хоть какой-то "кусок хлеба", давали угол и еду..

Отец и отношения с ним не стали лучше, несмотря на прекрасные отношения Шуберта с мачехой, которая тайком помогала ему деньгами..

Каждый известный, талантливый музыкант, познакомившись с песней или инструментальным произведением молодого композитора,- становился его поклонником и именно ЕГО исполнителем..

Известны лишь три наиболее запоминающихся события в последние годы жизни композитора:

"Лихтентальской церкви исполнялось сто лет. В честь юбилея Шуберту было

поручено написать торжественную мессу.

В том, что выбор пал именно на него,

немалую роль сыграл его отец ,- Франц Теодор.Ему вдруг очень захотелось славы, пусть даже таким путем..

То, что Франц выступит автором мессы, чье

исполнение явится центральным событием торжеств, безмерно льстило Францу

Теодору.

Это имело и чисто практический смысл: авторство сына еще больше

увеличит уважение прихожан к отцу, что, без сомнения, благотворно отразится

на делах приходской школы, а значит, и на доходах ее учителя.

Впервые в жизни Шуберт ощутил не враждебное противодействие, а

поддержку отца в том, что касалось музыки.

Месса была написана к сроку.

И удалась. В ней была и торжественная

величавость, и возвышенность, и благоговейная набожность.

Недаром Шуберт был учеником Сальери."

И отцу и маэстро Сальери месса чрезвычайно понравилась, имела шумный успех.

Но, тем не менее, отец своего мнения о профессиональном поприще сына- не изменил.

В 1825 он едет с ярким, талантливым и известным певцом Фоглем по Верхней Австрии с концертами, которые проходят с огромным успехом.

26 марта 1828 проходит его первый Большой Авторский вечер..

Все участники вечера работают на нем бесплатно...

Венцы восторженно принимают музыку тридцатиоднолетнего Шуберта, даже не подозревая, что его конец- совсем рядом..

19 ноября он умирает от тифа..,практически-, неожиданно..

Как яркий луч света, он осветил Землю своим присутствием и ...Ушел, обретя вечный покой..

Давайте посмотрим на короткую жизнь Шуберта с эзотерической стороны..

,

Только ,минуточку, включим замечательную Шубертовскую "Серенаду"

музыка

Согласно фиграм М.Джонса карта представляет из себя "Пращу", которая зачинается Марсом в знаке Овна ,в обители, и заканчивается Венерой в Козероге, в соединении с Черной Луной.

От "Пращи" отходят три ручки, или три энергетические ветки:

В "ручках"- двенадцатидомный близнецовый Сатурн, Уран в знаке Девы, Нептун в знаке Скорпиона.

Картой управляет Луна.Франц Шуберт- асцедентальный Рак.

Шуберт был невысоким — 157 см, довольно полным, с короткой крепкой шеей, большой головой и прищуренными близорукими глазами.

По синтетическому знаку -фиксированно-мутабельный Воздух: Водолей- Близнецы .

Солнце в знаке Водолея, в знаке изгнания,Луна -в Рыбах.

Человек исключительно интуитивный, склонный к мистике..

Вспоминается случай,когда друзья собрались после похорон Л.В.Бетховена в таверне.

И .безо всяких вступлений , Шуберт сказал то, отчего все смутились:"

Один из нас пойдет вслед за ним", выпив вино до дна.

Никто не стал пить...Эти слова оказались пророческими..

Шуберт читал поэтические тексты и сразу, моментально слышал музыку на эти тексты, как будто кто-то невидимый давал ему их прослушать.

В его жизни таинственным образом переплелось реальное, земное и фантастическое, некая платоническая мечта, неземной образ.

Двенадцатый дом открывается куспидом в Тельце.

Телец- знак Венеры, он несет оценочную функцию, а также отвечает за внутренние, сердечные привязанности, за то, что человеку близко и дорого, за его мечты о возвышенном и гармоничном.

Сатурн, одна из "ручек" конфигурации, находится в Близнецах,в 12 доме, связывая музыку и слово, кристаллизуя небольшие жанры, как инструментальные, так и связанные с голосом .

Картины природы, темы странствия, одиночества, душевной боли хорошо "укладываются" в астрологическую картину , а Сатурн- дает робость, незаметность, желание "уйти в тень"..

Нередко такое положение Сатурна, особенно ,как мы видим, в квадрате с Луной и Юпитером, дает фатальное невезение, неумение показать себя, ощущение депрессии, закомплексованности, робости...

Венера в Козероге, Сатурн в двенадцатом доме, в Близнецах, "зацепляет" и партнерскую тему, так как Венера находится в зоне партнерства..

Дважды за свою жизнь влюблялся Франц..

Очень сильно...Глубоко...Трагично..Первой и незабываемой его любовью была Тереза Гроб, девушка из церковного хора.

"В тот год в Вене стояла небывало тихая и ясная осень. Тихой и ясной

была и их любовь.

В воскресные дни они уходили подальше в горы, в глубь

рдевшего багряным пламенем Венского леса.

Птиц уже не было, и в лесу стояла

нежная, строгая тишина. Казалось, все живое забыло о них. И они забывали обо

всем живом. Им не было дела до города, лежавшего где-то далеко внизу, и до

людей, наполнявших этот большой и равнодушный город шумом и суетой. Они были

вдвоем. Наедине друг с другом. И им не надо было никого другого.

Наслушавшись тишины, насладившись одиночеством, они допускали к себе

третьего - музыку. Тереза пела. Голос ее, чистый, сильный, большой,

казалось, заполнял чащу. И Шуберт не знал, что лучше - багряная листва,

высокое бело-голубое небо или эта девушка с шелковистыми прохладными губами

и нежными, строгими, как лесная тишь, руками.

То, что он сочинял, не вызывало в ней бурных восторгов. Она не

закатывала глаз, не рассыпалась в шумных похвалах, а лишь на миг просияв,

тихо и счастливо улыбаясь, говорила:

- Как это прекрасно... Сыграйте еще...

И по тому, как менялось ее лицо, как проступали на нем каждый звук и

каждая музыкальная фраза, он ощущал, что его музыка - это и ее музыка.

И это ощущение наполняло его радостью.

Тереза восхитительно пела его песни. Слушая их, он был счастлив вдвойне

- и за себя и за нее."

Три года встречались молодые люди, но мать настояла,чтобы Тереза бросила бездомного музыканта..И девушка подчинилась..

Второе, не менее сильное чувство, пришло к нему в замке Желиз, -летней резиденции графа Эстергази..,где он преподавал фортепиано юным графиням.

Милая, непосредстивенная горничная Жозефина, или, по венски, Пэпи..

"Пэпи Пекельхофер действительно подолгу и с охотой беседовала с

Шубертом.

Но совсем не потому, что он был занимательным собеседником.

Они гуляли по парку, сначала вблизи замка, затем уходя все дальше и

дальше от него. Сидели на каменных скамьях, низких, широких и грузных, с

проросшими травой сиденьями и замшелыми спинками. Кругом была непроглядная

заросль кустарника и ветвистых деревьев. Кругом был густеющий сумрак и ни

одного человека. Если б не Пэпи, он ни за что не нашел бы дороги назад.

Они были вдвоем. Ни ему, ни ей не нужны были люди.

Слова не приходили.

Взамен приходила робость, гнусная, постыдная, но неистребимая.

Ему было

мучительно неловко перед этой милой девушкой, перед самим собой, но, как он

ни тщился, ничего, кроме невнятного мычания, выдавить из себя не мог..

Но то, что отвращало его, привлекало ее.

Ему никогда непришло бы в голову, что робость и растерянность, за которые он себя так

презирал и казнил, были приятны ей..

Пэпи не понимала, но чувствовала это особым

неуловимо тонким чутьем, возникающим у женщин тогда, когда они знают, что

нравятся мужчине..

И потому он, маленький, неуклюжий и некрасивый, казался ей

прекрасным. "

Время шло.., чувства стирались...Шуберт все больше времени проводил в компании молодых людей, своих друзей..

Нередко гулянки заканчивались утром, в борделе..

В декабре 1822 года он " подцепил" сифилис, попал в больницу, и там уже заканчивал одно из самых нежных своих произведений- вокальный цикл "Прекрасная мельничиха"

Квадрат Венеры в Козероге и сильного Марса в Овне, в одиннадцатом доме, в доме друзей- очевидно показывает "напряжение" в отношениях не только с женщинами, но и в принципе, с любыми партнерами, страшную зажатость, робость.

Уран в Деве в четвертом доме,- дает скромность "пожитков" и частые и внезапные переезды с место на место, это вторая энергетическая ось.

Она ,в какой-то мере, указывает на невозможность жить в родном доме, на нервозную обстановку, на сплошное подчинение отцу, которое там царило

И все -таки, обратите внимание на то, что:

Сатурн в Близнецах, Уран- в Деве,- обе планеты в меркуриальных знаках.

Еще можно добавить, что Уран- высшая октава Меркурия и ,опять таки, поэтому , он в своем знаке...

Конечно, это и образ матери, куспид четвертого дома в Деве, женщины- скромной труженицы, которая умерла внезапно.

Образ отца- интересно, но открывается куспидом в Рыбах, а десятом доме.

Управитель Рыб- Юпитер делает оппозицию к Урану в четвертый дом..

Кармически вырисовывается образ Отца, желающего видеть Благополучного, сытого, финансово обеспеченного сына, вопреки желанию последнего.

И, наконец, последняя энергетическая точка- Нептун в Скорпионе, в пятом доме.

Нептун- соуправитель знака Рыб, поэтому, он тоже характеризует отца, но отца- властного, деспотичного, так как он в знаке сильном, трансформативном, -Скорпионе..

Квадрат Солнце-Нептун, опять -таки, потвержает эти отношения, основанные на глухой вражде..

И мне кажется, опять таки, это лишь мое мнение, что независимому и свободолюбивому Францу Шуберту, Водолею, с нежной и мягкой, глубоко эмоциональной душой, не спроста был дан именно Такой Отец..

Чтобы были рождены в муках данные прекрасные произведения.

Вопреки всему..

Центральный "гвоздь" конфигурации- точное соединение Меркурия и Плутона в Водолее и взаимная рецепция по управлению Урана и Меркурия.

Какую бы мы не вели цепочку диспозиций, она "замыкается" на данном соединении.

Например, Сатурн в Близнецах- Меркурий в Водолее в соединении с Плутоном в Водолее,- Уран в Деве-Меркурий в Водолее.

Уран в Деве во взаимной рецепции с Меркурием в Водолее.

Нептун в Скорпионе-Плутон в Водолее -Уран в Деве-Меркурий в Водолее..

Венера в Козероге-Сатурн в Близнецах-Меркурий в Водолее-Уран в Деве и т.д.

Солнце в Водолее в знаке изгнания, но оно в девятом зодиакальном доме, которое дает Божественный дар, который "реализуется" через управителя девятого дома -Юпитера в десятом доме в соединении с Луной,- планету-управителя карты.

Из замкнутых конфигураций, по Хуберу, хочется выделить "Трапецию":

Уран-Нептун-Венера-Юпитер,

Она ориентирована на однонаправленный путь и большое жизненное упорство.

Сомнения, внутренняя борьба, внешние сложности находят отражение в ней.

С одной стороны, эта конфигурация достаточно стабильна, но, с другой,

- человек- постоянно испытывает посягательства на собственную стабильность.

Проработка "Трапеции" идет по секстилям.

В нашем случае, это- Венера в секстиле к Юпитеру и Уран в секстиле к Нептуну..

Вторая замнутая конфигурация бисекстиль Уран- Нептун-Венера,- также захватывает зону творчества, неожиданные "находки" в виде небольших жанров, а также умышленно незавершенных произведений, типа "Неоконченной", лишь двухчастной симфонии..

( в классической симфонии четыре части)

Я решила проделать эксперимент, и спросила у Рун :"Был ли счастлив Франц Шуберт"?

Я получила неожиданный ответ:

Руна Ингуз. не дающая перевернутого положения. дающая плодородие, в данном случае- в Творчестве, показала, что лишь в своем творчестве- он был счастлив и уравновешен..

Руна Альгиз- руна Божественной защиты, показала, что этот талант был запрограммирован Свыше.

Руна Туризас, в прямом положении, показала, что дойдя до конца своего пути и оставив свою жизнь позади, он явился источником силы для грядущих поколений..

Его музыка- лечит.. Его музыка- необходима людям , как лекарство для души..

Гринпальц, друг Шуберта, составил на его смерть несколько эпитафий..

Вот эту знают немногие:

Он заставил поэзию звучать,

А музыку разговаривать.

Не госпожой и не служанкой -

Родными сестрами обнялись они у его могилы"

Литература:

Борис Кремнев "Франц Шуберт"

Леви Грант "Очем знают небеса"

"Фигуры аспектов"- Елена Бытка

"Кармическая астрология" Мартин Шульман


Оставить отзыв

Всего отзывов: 0
  Внимание! Только для зарегистрированных на форуме Окулуса пользователей! 

Зарегистрироваться

 
 - форматирование выделенного текста
Ник на форуме
Пароль на форуме
Текст
 




   

Инструкция для тех, кто пользуется транслитом