----------- Нобелевская премия по литературе, 1998 г. Португальский писатель Жозе Сарамаго родился 16 ноября 1922 г. в маленьком поселке Азиньязи в 100 км от Лиссабона в семье безземельного крестьянина. В 1924 г. его семья переехала в Лиссабон. После окончания начальной школы Жозе Сарамаго продолжает обучение в грамматическом колледже, где делает значительные успехи. Уже в 12 лет его выбирают казначеем студенческого союза. Но впоследствии из-за отсутствия средств родители отдают его в техническую школу, где он получает специальность механика. Затем он 2 года работает механиком в автомобильной мастерской, по вечерам посещает публичную библиотеку в Лиссабоне. Сарамаго женится в 22 года, работая в службе социального обеспечения административных гражданских служащих. В 1947 г., когда родилась его дочь Виоланта, он публикует свой первый роман <Вдова> (по настоянию редактора он вышел в свет под названием <Земля греха>). Потом он начинает писать еще несколько романов, но впоследствии понимает, что ему нечего сказать миру. На 19 лет он исчезает из португальской литературы, но мало кто заметил это. Только в 1966 г. выходят <Возможные стихотворения>, знаменовавшие его возвращение в литературу. Одна из самых ярких граней таланта Сарамаго - склонность к философскому осмыслению действительности. Роман <Учебник рисования и каллиграфии>, и сборник философских новелл <Квазиобъект> (1978), и сборники его стихов <Возможные стихи>, <Быть может, это радость> (1970), <С этого и с того света> (1971) и даже его драматургия, посвящены, в основном, политическим проблемам. В 1971...1973 гг. он работает в вечерней газете в должности редактора и менеджера по культурным вопросам. В 1978 г. Сарамаго печатает сборник коротких рассказов <Квазиобъект> (1979) и пьесу <Ночь>, а потом еще одну <Что я буду делать с этой книгой?>, в 1980 г. выходит роман <Восставшие из праха>, <Балтазар и Блимунда> (1982), <Год смерти Рикардо Рейша> (1984), <Каменный плот> (1986), <История осады Лиссабона> (1989). Творчество Жозе Сарамаго многогранно и противоречиво. С одной стороны, Ж. Сарамаго - убежденный марксист, член коммунистической партии. Его политические убеждения отчетливо проявляются в двух романах, переведенных и изданных в нашей стране еще в советское время - <Поднявшиеся с земли> (1982) и <Воспоминания о монастыре> (1985). Идеологизированность этих романов не вызывает сомнений. Но, с другой стороны, Ж. Сарамаго - многогранно одаренный писатель, и его талант не укладывается в скорлупу марксизма-ленинизма. Даже в этих двух упомянутых романах ярко проявилось умение автора <вживаться> в мысли и чувства своих персонажей, убедительно описывать дух конкретной эпохи. Его роман <Воспоминание о монастыре>, который, к слову, собирался экранизировать Федерико Феллини, рассердил Ватикан своими антиклерикальными выпадами. Но самое сильное негодование католической церкви и обвинения в кощунстве вызвало опубликованное Жозе Сарамаго в 1991 году <Евангелие от Иисуса>. Эта <богохульная книга, которая издевается над исторической правдой и извращает характеры главных персонажей Нового Завета>, переведена на 25 языков и около 20 раз переиздавалась на родине. Интерес читателей к этому роману, как и еще к одной знаменитой книге Сарамаго - сатирической антиутопии <Каменный плот> (1986), менее всего связан с деформациями евангелических героев или едкими описаниями современных политиканов и нуворишей. Писателя часто причисляют к направлению <магического реализма> и сравнивают с известными латиноамериканцами - Борхесом, Кортасаром, Маркесом. От этих аналогий португалец, однако, предпочитает открещиваться, утверждая, что лично его куда больше впечатляет Сервантес и Гоголь. В 1995 г. Жозе Сарамаго был награжден премией Камеса, а в 1998 г. Нобелевской премией по литературе <за работы, которые, используя притчи, подкрепленные воображением, состраданием и иронией, дают возможность понять иллюзорную реальность>. В 2000 году вышел новый роман <Пещера>, завершающий трилогию, в которую вошли ранее написанные <Эссе о слепоте> и <Все имена>. Жозе Сарамаго - талантливый самоучка, посвятивший себя литературе с молодости и добившийся признания только к 60 годам. Несмотря на его последовательные коммунистические воззрения, никто, кроме ватиканской администрации, не оспорил его права войти в сонм лучших писателей столетия. И хотя сам писатель как-то горько обронил, что иногда ему кажется, <что легче добраться до планеты Марс, чем достучаться до сердца наших современников>, его собственный опыт опровергает этот пессимизм.
|