----------- Нобелевская премия по литературе, 1986 г. Нигерийский драматург, прозаик и поэт Акинванде Воле Бабатунде Шойинка родился в Абеокуте, в Западной Нигерии, в то время колонии Великобритании, в многодетной семье Самуэля Айоделе Шойинка, директора начальной (английской) школы св. Петра в Абеокуте, и Грейс Эниолы Шойинка, владелицы магазина, женщины политически активной и уважаемой. Детство Ш., второго из шести детей, прошло в благополучной обстановке. Его семья принадлежала к западноафриканскому племени йоруба. традиционно увлекавшемуся ритуальными танцами и театрализованными представлениями. Легенды и обычаи йоруба оказали большое влияние на Ш. в детстве, тогда же он познакомился с западной (в первую очередь английской) культурой и христианством. По окончании начальной школы св. Петра Ш. поступает в абеокутскую среднюю школу, где удостаивается нескольких наград за сочинения. В 1946 г. он был принят в Правительственный колледж в Ибадане, в самую по тем временам элитарную среднюю школу Нигерии, где идеи нигерийского национализма сочетались с влиянием британского колониализма. Четырьмя годами позже, закончив колледж, Ш. переезжает в Лагос, работает клерком, пишет радиопьесы и рассказы, которые транслируются по нигерийскому радио. В 1952 г. он поступает в Университетский колледж в Ибадане (ныне Ибаданский университет), еще одно престижное высшее учебное заведение колонии, где изучает английскую литературу, историю, греческий язык, активно участвует в движении за независимость Нигерии. В 1954 г. Ш. переезжает в Англию, изучает английскую литературу в университете Лидса и знакомится с несколькими молодыми одаренными английскими писателями. В Лидсе он занимается теорией драмы известного ученого Г. Уилсона Найта, который придавал особое значение театру как церемонии, как диалогу с прошлым. Под руководством Найта Ш. изучает европейский театр, пытается увязать театральную культуру Европы и Нигерии. Получив в 1957 г. степень бакалавра искусств с отличием, Ш. остается в Лидсе, работает над диссертацией, изучает творчество Юджина О'Нила. В это же время он пишет две первые и значительные пьесы, <Жители болот> () и <Лев и жемчужина> (), посвященные борьбе старого и нового в современной Африке. Несколько членов труппы Лондонского <Ройял Корт тиэтр> прочли пьесу Ш. <Лев и жемчужина>, которая им очень понравилась. Начинающий драматург бросает учебу, переезжает в 1958 г. в Лондон, устраивается чтецом пьес в <Ройял Корт тиэтр>, где знакомится с основными течениями современной английской драмы, продолжает писать, осуществляет студенческие постановки <Жителей болот>, а также своей новой пьесы <Выдумка> (), направленной против расизма. Награжденный премией Рокфеллеровского научно-исследовательского центра в области драматического искусства при Университетском колледже в Ибадане, Ш. возвращается в 1960 г. в Нигерию и основывает любительскую театральную группу <Маски-1960>. Премьера лучшей пьесы Ш. тех лет <Пляска леса> (<А Dance of the Forests>) состоялась 1 октября 1960 г. в Лагосе, в День независимости Нигерии. <Пляска леса>, а также сатирическая пьеса <Злоключения брата Иеронима> (), поставленная в Ибадане в том же году, принесли Ш. широкую известность. В следующем году драматург в основном пишет радиопьесы, а также пьесы для телевидения. В 1962 г. Ш. становится преподавателем английского языка университета в Ифе. В это время он ведет оживленную полемику с <негрофилами>. представителями литературного, мистического по своему характеру движения, выступившими за исключительность африканских традиций, против ассимиляции с европейской культурой. Ш. же считал, что нельзя воспевать только <черное> прошлое и огульно отвергать все завоевания цивилизации. По мнению драматурга, <негрофилы> не в состоянии решить насущных проблем Африки, он говорил: <Тигр не кричит о том, что он - тигр, он действует>. Выступает Ш. и против засилья правительственной цензуры. В декабре 1963 г. в знак протеста против распоряжения университетской администрации поддержать правительство Западной Нигерии Ш. подает в отставку. Два года спустя, после выборов в Западной Нигерии, неизвестный диктор, оказавшийся Ш., объявил по радио, что результаты выборов подтасованы, за что спустя некоторое время был арестован, обвинен в незаконной радиопередаче и заключен в тюрьму. Но через два месяца, при поддержке большой группы американских и английских писателей - Лилиан Хелманн, Роберта Лоуэлла, Лайонелла Триллинга и Пенелопы Джиллиет, - выразивших протест правительству Нигерии, был освобожден. В 1965 г. Ш. становится старшим преподавателем Лагосского университета, и в этом же году выходит его первый роман <Интерпретаторы> (). Главные герои романа, пять молодых интеллектуалов, которые возвращаются в Нигерию из Европы и США, пытаются вникнуть в суть тех процессов, которые протекают в находящемся на переломе обществе. Хотя действие романа происходит в Нигерии, в <Интерпретаторах>, как пишет исследователь Элдред Джонс, поднимается <универсальная проблема>, стоящая перед молодым поколением, которое не удовлетворено <тем, что за парадным фасадом от них прячут прогнившие конструкции>. В августе 1967 г., накануне гражданской войны в Нигерии, Ш. тайно встречается в Энугу с вождем племени ибо Чукуемекой Одумегву Оджукву, безуспешно пытаясь убедить его не выходить из состава Нигерии. Через 11 дней, когда Ш. возвращается в Лагос, его арестовывают по личному приказу главы нигерийского правительства, президента Якубу Говона, обвиняют в сговоре с повстанцами и на 27 месяцев, несмотря на протесты со стороны выдающихся писателей Запада, заключают в одиночную камеру размером четыре на восемь футов. Лишенный возможности встречаться с людьми, а также медицинской помощи, книг и письменных принадлежностей, Ш. опасается за свою психику, даже за жизнь, что, впрочем, не мешало ему тайно писать стихи и делать наброски для пьес и романа. Выйдя на свободу в результате всеобщей амнистии в октябре 1969 г., последовавшей после победы правительственных войск над сепаратистами Биафры, Ш. становится директором Драматической школы при Ибаданском университете, где осуществляет постановку собственной пьесы <Жатва Конги> (, 1964), музыкальной комедии, высмеивающей африканский деспотизм, которую он в 1970 г. переделал для кино, причем сыграл в этом фильме главную роль. Незадолго до выхода фильма на экраны страны Ш. уезжает в Европу, где выступает с лекциями, стажируется в Кембридже, в Черчилль-колледже и пишет три значительных пьесы: <Метаморфозы Иеронима> (), <Вакханки> (), по мотивам трагедии Еврипида, и <Смерть и царский всадник> (). Его тюремные воспоминания <Человек умер> () были опубликованы в Лондоне и в Нью-Йорке в 1972 г. В 1975 г. Ш. принял предложение стать редактором солидного африканского журнала <Новые веяния> () и переехал в столицу Ганы Аккру. После государственного переворота и смещения президента Говона, в июле 1975 г., Ш. возвращается в Нигерию, через год вновь становится профессором английского языка университета в Ифе, осуществляет постановку <Смерти и царского всадника>, а затем в 1977 г. - своей новой пьесы <Опера Воньоси> (), написанной по мотивам брехтовской <Трехгрошовой оперы>. В этом произведении, а также нескольких одноактных пьесах, предназначенных для постановки в парках и других общественных местах, Ш. высмеивает обманчивое процветание Нигерии, вызванное нефтяным бумом. В пьесе Джона Блейра и Нормана Фентона <Бико под следствием> (1979), где выведен южноафриканский борец за права черного населения Стеве Бико, убитый полицией во время следствия, Ш., режиссер-постановщик и исполнитель главной роли, обличал не только расизм в Южной Африке, но и несправедливость и жестокость в Нигерии. В этот период Ш. активно участвует в университетской жизни, в работе правительства (с особым интересом драматург занят обеспечением безопасности на автодорогах), содействует выработке политики национальной партии. Хотя Ш. считал себя социалистом, в партии он не вступал и постоянно спорил с <левыми> критиками, которые не могли простить ему проевропейских взглядов. В то же время Ш. выступает с резкой критикой (1979...1983) и часто выражает открытое несогласие с преемником Шагари, Мохаммаду Бухари, который захватил власть в конце 1983 г. В 1984 г. нигерийский Верховный суд запретил постановку пьесы <Человек умер>. Несмотря на разногласия с правительством, Ш. по-прежнему много делает для нигерийского театра. В 1979 г. в Чикаго идет в постановке драматурга <Смерть и царский всадник>, а в 1981 г. на Западе выходит автобиография Ш. <Аке: Годы детства> (). В 1986 г. Ш. первый из писателей Африки получает Нобелевскую премию по литературе <за создание театра огромной культурной перспективы и поэзии>. Представляя лауреата, Ларе Йюлленстен, член Шведской академии, отметил, что <в его пьесах широко и умело используются самые разнообразные сценические приемы, и прежде всего традиционно африканские: ритуальный танец, маски и пантомимы, ритм и музыка, декламация, прием театра в театре>. <Театр Ш., - продолжал Йюлленстен, - коренится в африканской культуре и в африканском мире, однако это необыкновенно образованный драматург... Мифы, традиции и ритуалы для него - не маскарадные костюмы>. Свою Нобелевскую лекцию Ш. посвятил Нельсону Манделе, южноафриканскому борцу против апартеида. Наряду с драматическими произведениями и прозой Ш. опубликовал несколько поэтических сборников, из которых наиболее известны <Стихи из тюрьмы> (, 1969) и дополненное и расширенное издание этого сборника под заглавием <Врата склепа> (<А Shuttle in the Crypt>, 1972). Стихи Ш. сочиняет на языке племени йоруба, а пьесы и проза пишутся им исключительно на английском языке, поскольку, как говорит сам Ш., <в Нигерии имеется несколько основных языков, а английский связывает их между собой>. Произведения Ш. высоко оцениваются в критической литературе Африки и стран Запада. По словам Пола Доли, <лучшие пьесы Ш. - это переход от жизни к смерти, от человеческого к божественному при посредстве танца... и музыки>. С точки зрения нигерийского исследователя Ойина Огунбы, <самое очевидное в пьесах Ш. - это его гуманизм>, его сострадание к <народу, который... погружен в неловкий танец перемен>. По мнению американского биографа Ш. Генри Луиса Гэтса-младшего, <в его пьесах происходит сложнейшее эстетически выверенное совмещение европейской драматической традиции и столь же богатой драматической традиции племени йоруба...>. Ш. женат, у него сын и три дочери.
|