окулус | блоги | елена романова | ларец шутника хирона | в. колесников хирон и мифы

В. Колесников "Хирон и мифы"

Взято с сайта www.astro-logia.ru

ХИРОН И МИФЫ

Владимир Колесников

Случайно ли античные мифы, — во всяком случае, главная и большая их часть вошли в астрологию, составляя ее основной инструментарий?

В античные времена римляне, греки населили Олимп Богами. Они им поклонялись, приносили различные жертвы, большей частью вином, фруктами, цветами. К олимпийским богам и мифам относились очень серьезно. Это был свод неписаных законов и принципов, опираясь на которые человек находил безопасность, логику, резон, смысл всему: и своему существованию, и своим делам. В древности человеку нужно было “оглянуться” на миф для того, чтобы начать действовать в каком-то важном для него направлении. К мифам обращались, понимая запечатленную в них предопределенность, образец и закон для гармоничного существования в согласии с природой и в мире с собой. Обращаясь к мифу, человек опирался на предсуществующие ему принципы и законы, и поэтому был уверен в правильности своих действий, в вершении своей судьбы. По сути дела мифы — отражение земной реальности, земных дел, отношений. Мифы и Боги их населяющие это — архетипы, принципы, отражающие все варианты и возможности земного бытования. Мифы в состоянии сколько угодно много и вариабельно изменяться, дополняться подробностями, обрастать присущими им архетипическими чертами и проявлениями, которые позже брались за образец.

Миф — это надсуществование земных деяний, их основа, оправдание. Именно поэтому ни один миф, ни один архетип не является чем-то завершенным, законченным. Основной чертой любого мифа является то, что он возвращает к истокам, первичности, первоначальному времени, в котором нет никакого исходного вопроса. Обрастая новыми чертами, мифы остаются незаконченными, открытыми и для нас.

Философия пытается проникнуть в мир явлений, чтобы констатировать действительность, мифология же, напротив, отступает в исходность, первоначальность, чтобы опереться на подлинность и органику прошлого. Это своего рода это реверберация, отражение в многократном прошлом, переживание собственного архетипического, когда человек был существом, соединяющим все возможности предстоящей жизни, которая уже в зародыше являет собой бесконечность. Как для античного, так и для современного человека миф это погружение в себя, связанное со многими открытиями. Это и переживание собственного абсолютного архаи, начала, в котором человек был связующим звеном всего ушедшего и своей предстоящей жизни. Миф уводит от пространственно-временного мировосприятия к сущностному, экзистенциальному. В этом его сближение с астрологией.

В астрологии любой архетип, как и в мифах, свободен для дополнения, уточнения, расширения. Всматриваясь в астрологические архетипы мы смотрим внутрь себя, ищем — почему, зачем, что за принцип лежит в основе происходящего, происшедшего... — и находим, что не случай или внешние силы, а закон внутри нас есть причина причин. Вынуждены согласиться, хотя это не всегда просто.

Мудрость астрологии — это мудрость веков, красота и мудрость античности. Всматриваясь в лица, жесты, тела античных фресок и скульптур, мифологических ли персонажей или простых римлян, мы видим, что сравнение не в нашу пользу. Может быть, именно поэтому опора в одних случаях на мифы и мифологемы, в других — обращение к астрологической символике вполне актуально и в наши дни.

Итак, Хирон — сводный брат Юпитера, сын Кроноса, отличался от своих собратьев кентавров, миролюбием, мудростью, благожелательностью и добротой. Тяготея к “людским” занятиям — искусству, спорту, различным ремеслам, целительству, Хирон прошел обучение у Аполлона и Артемиды. Он настолько преуспел во всем, что вскоре стал учить других и был настолько искусным наставником, что сам Аполлон доверил ему, Хирону, воспитание своего сына — позднее бога медицины Эскулапа. Путешественник Ясон и могучий Геракл, Орфей, многие и многие олимпийцы прошли через руки Хирона, обучаясь музыке и ораторскому искусству, художественным и кузнецкому ремеслам, врачеванию, гимнастике, всему, что в античном мире подлежало изучению и освоению, в том числе через наставника. Хирон создал для аргонавтов первый небесный глобус.

У Хирона обучались братья-близнецы Диоскуры, вознесенные затем Юпитером на небо как созвездие Близнецов. Позднее, Хирон, будучи увлеченным исследованием ядов, случайно ранил себя отравленной стрелой и не в силах терпеть сильную боль, причиняемую раной, был вынужден отказаться от бессмертия, и вслед за Близнецами был вознесен Юпитером на небо в виде созвездия Стрельца. Таким образом, Хирон и Стрелец — это не просто родственные архетипы, это один и тот же архетип, только Стрелец, как и другие зодиакальные знаки, — статичное начало, поле, наделяющее своими свойствами (энергией, если угодно) все, что с ним соприкасается, а Хирон, как и другие движущиеся по Зодиаку планеты (персонажи, архетипы), динамичен и сам, путешествуя по Зодиаку, привносит в каждый из знаков и Домов гороскопа свое влияние.

Какие бы то ни было рассуждения о Доме Хирона или что одно и то же — знаке, которым управляет Хирон, отпадают совершенно. Хирон и Стрелец — одно и тоже. Это один и тот же архетип, одна и та же энергия, один принцип, и ассоциируется он, прежде всего, с представлением о расширении, обогащении, развитии своего “внутреннего пространства” (К.Г. Юнг). Стрелец и Хирон призывают в путешествие за истиной, запуская стрелу в небо, чтобы она вернулась, неся с собой знание. Именно знание, умение, обогащение ума, развитие мастерства в своем деле, искусстве, ремесле, спорте — это то, чем мифологический персонаж Хирон был занят на Олимпе, и это тот принцип, который несет в астрологии архетип Хирона и его зодиакальная проекция — Стрелец.

Хирон неутомим, могуч и очень двойственен — стремясь к насыщению ума, он отдает сполна дань и телу. У него сильное тело человека, восседающее на еще более мощном торсе коня — одно слито с другим, одно продолжение другого. Откликаясь на зов тела, кентавр насыщает его обильной едой, сексом, падает в изнеможении от усталости, но его стихия Огонь наполняет его новыми силами, и снова приходит черед насыщения ума. И во всем кентавр не знает границ. Он хочет знать и уметь все, а, научившись, становится искусным мастером, наставником, тренером, учителем. Сам Юпитер благосклонно поддерживает все его начинания, а Хирон с радостью и рвением обучает всему людей.

Власть Юпитера и сила Хирона — в знании, знание и разум делают эти архетипы выше неуправляемых стихий, нагромождений непреодолимых суеверий, темноты невежества. Юпитеру они дают распорядительные, законополагающие возможности, организующие порядок жизни. Хирон же силен верой в силу познания и самосовершенствования, но, может быть, излишне оптимистично относится к возможностям людей, к которым со всей серьезностью обращены все его могучие силы и помыслы.

Таким образом, Хирон отражает в гороскопах стремление к познанию. Посему и определяется он как архетип учителя внутри нас.

Мы помним, что знаки от Стрельца до Рыб и IX — XII Дома относятся к надличностным. Это значит, не всякий хочет, может заниматься этими делами, осваивать сферу этих принципов. И в жизни видим, что образование и тем более философские искания, просто стремление овладеть мастерством в своей профессии присущи далеко не каждому. В этом случае архетип Хирона остается невостребованным. Бывают и обратные случаи — человека мало помалу перестает интересовать в жизни что либо кроме его науки или искусства. Всем этим людям раздвоение и не свойственно — одни заняты вопросами тела, других занимает целиком мыслительная, творческая работа. Но большинство, уподобляясь Хирону, отдают дань и тому, и другому, каждый в меру своих потребностей.

Тем не менее, не Хирон наделяет талантом или способностями, это лишь принцип, который пробуждает интерес, если мы обнаруживаем готовность. Здесь не лишне вспомнить афоризм: “Талантливый учитель и бездарный ученик — сочетание столь же малопроизводительное, как способный ученик и бездарный учитель”. Это напоминание о том, что ни Хирон, ни какой другой зодиакальный архетип, принцип ничего не “дают” нам. Мы сами, опираясь на бессознательные архетипические процессы в нас, строим свой характер, свою линию жизни, выбираем свои предпочтения и приоритеты, свой мир, не всегда осознавая своей основной доли участия в том, что с нами происходит. Мы рады перенести все на “внешние” причины, но они мало имеют значения. Мир или отсутствие его — тоже внутри нас, — и напрасно искать другие причины.

Кроме того, Хирон — ключ к осознанности как избавлению от надуманных трудностей, связанностей, обусловленности и, в конце концов, исцелению души от навязанных штампов, идей, фантазий, психологических и невротических трудностей. Хирон обогащает тем, что побуждает искать причину, суть вещей, идею, развивает и поднимает над примитивностью. Ведь, чем менее развит человек, тем проще его жизненные потребности, тем он больше склонен решать свои дела, трудности самыми простыми, “дешевыми” способами, выбирать самые легкодоступные пути существования.

Хирон наполняет душевный мир человека здоровыми, целительными образами, мыслями, представлениями яркого оптимистичного содержания. Светом мысли, жаждой знаний он увлекает за собой. Хирон — архетип абсолютного Учителя.


Хирон в Домах

Хирон в I Доме

Хирон в I Доме: “познай себя — познаешь истину”. Это может быть лозунгом людей с Хироном в I Доме. Нередко это их естественная потребность. Хирон в I Доме наделяет характером цельным, сочетающим в себе благожелательность, идеализм, мудрость, практичность. Это могут быть и самоучки, становящиеся затем опытными наставниками. Характер у этих людей, как правило, серьезный, благожелательный и строгий. Они умеют дисциплинировать себя. Вдумчивы, интеллектуальны, с широкими взглядами, исследовательской жилкой, готовы учиться непрестанно. Чем выше цель — тем больше трудоспособность.

Г. Вишневская, Т. Хейердал, П. Капица.


Хирон в II Доме

II Дом привлекает внимание к ощущению тела, его развитию, тренировке — спорт, соревнования могут стать здесь увлечением, ремеслом, профессией. Люди с Хироном во II Доме могут хорошо чувствовать идею формы, ее сущность, что является незаменимым качеством не только для архитектора, скульптура или художника, но так же необходимо мануальному терапевту, любому настоящему врачу. Такие люди понимают материю как субстанцию, к которой необходимо приложить идею, а затем знания и мастерство, чтобы она обрела не просто форму, а ценность, себестоимость, долговечность.

Ф. Шопен, Микеланджело Буонаротти, Ле Корбюзье.


Хирон в III Доме

У людей с Хироном во III Доме очень живой, пытливый ум, философичность, интуитивность, синтезирующее мышление. Характерны очень обоснованные суждения, высказывания; искренность в общении. Любовь к родной речи и физической культуре, почти азартная потребность в движении. Педагогика, тренерство, журналистика, поэзия могут быть профессией этих людей. Олимпийский принцип Хирона — соревнование рождает крупных спортсменов.

А. Уотс, Айртон Сена, Гарри Каспаров.


Хирон в IV Доме

Хирон в IV Доме располагает для работы с малышами и стариками, это может быть педиатр, психолог. Лечение детских страхов, испугов, старческих немощей не страшат людей с Хироном в IV Доме. Исследовательские способности в медицине, химии, океанологии; разведка и освоение недр. В любом Доме Хирон может пробудить потребность к передаче своих познаний, к педагогике, согласуясь с принципами Дома. В четвертом Доме к педагогике подход целостный: обучая, они не навязывают предмет, а пробуждают к нему интерес. Радетель за целостность семьи, дома, Отечества.

А. Сент-Экзюпери, Г. Гессе, М. Кутузов.


Хирон в V Доме

Актерство и музыка, поэзия, ремесла на высшем уровне. С годами преподавание, профессорство. Некая отрешенность от дел мирских, а в иных случаях оторванность. Вместе с тем Хирон существенно прибавляет витальных сил, которые в одних случаях люди направляют в конструктивное русло: художественное, техническое, научное творчество, в других — любовь к риску, дерби, казино — игра. Центризм и целостность 5 Дома, усиливаясь Хироном, обеспечивают отличным чувством тактики и стратегии.

А. Ахматова, М. Калласс, А. Шварцнеггер, М. Дитрих, А. Суворов.


Хирон в VI Доме

Врачевание тела и врачевание души, понимание, чуткость, любовь к больным и страждущим. Множество методов, их поиск и творческая разработка. Аналитичность, дробление, свойственные VI Дому, могут вытесняться целостностью и синтетическим, комплексным подходом. Холистический метод лечения, натуропатия, гомеопатия, нетрадиционные методы лечения.

Л. Пастер, В. Спасо-Кукоцкий.


Хирон в VII Доме

Правозащитник и политтехнолог. Гуманизм, радение за права человека. Интенсивное взаимодействие с социумом ради общих целей и благ. Миролюбие и умение “наводить” мосты, дипломаты. Принцип VII Дома и Весов — раскол — глубоко чужд принципу Хирона. Поэтому здесь он настраивает лучших своих учеников на поиск цельности человеческой общности. Иногда через жертву, подвиг.

А. Швейцер, А. Мень, С. Саровский.


Хирон в VIII Доме

Черно-белое максималисткое мироощущение VIII Дома родственно и чуждо принципу Хирона. С этим он борется. Люди с Хироном в VIII Доме обладают сильным стремлением найти оправдание “порочному” кругу, выйти из него, “высветлить” теневые стороны души; прежде всего своей, если получится — переключиться на помощь в этом другим.

Ч. Чаплин, Л. Кэролл, С. Рахманинов.


Хирон в IX Доме

Учительство, духовное учительство; смысл жизни в учении, развитии, обретении своей философии. Может быть философская школа — под любой “крышей”; не место важно — направление. Дальнозоркий пытливый ум. Прозорливость.

П. Флоренский, Л. Толстой, Д. Радьяр.


Хирон в Х Доме

Вершина гороскопа, но для людей Хирона вершины быть не может. Любое достижение — это лишь точка старта дальше, выше, тем более что за вершиной десятого Дома — просторы одиннадцатого. Есть возможность послать стрелу дальше, учиться, исследовать. Для этих людей очень важен конечный практический результат, к которому они стремятся. Не исключена полная преданность своему делу.

И. Кеплер, П. Пикассо, Де Голль.


Хирон в XI Доме

Людей Хирона не страшит открытый Космос одиннадцатого Дома, напротив, в его неосвоенности они видят перспективу, возможности новых открытий, простор для творческой и исследовательской — одно из ключевых слов Хирона — работы, исканий, дерзаний. Возможно, только в XI Доме Хирон отходит от ценимой им конкретики и практичности ради поиска нового.

А. Эйнштейн, А. Скрябин.


Хирон в XII Доме

Врачевание тела не бывает без целения души. Тончайшее понимание всех движений человеческой психики, всех слабостей, внутренних конфликтов дает возможность людям Хирона XII Дома быть врачевателями и целителями душ людских. Развивает веру в возможности науки, медицины, веру в себя и в Высший промысел. Психика человека укреплена и исцелена силой этой веры.

И.С. Бах, Л. Бетховен, Ф.М. Достоевский, Раджнеш, доктор Б. Спок.


Статья опубликована во 2 номере газеты «Астролог» за 2004 год.


Оставить отзыв

Всего отзывов: 0
  Внимание! Только для зарегистрированных на форуме Окулуса пользователей! 

Зарегистрироваться

 
 - форматирование выделенного текста
Ник на форуме
Пароль на форуме
Текст
 




   

Инструкция для тех, кто пользуется транслитом