окулус | базы данных

Астрологические исследования

Базы данных


Выбрать базу 
Выбрать по дате 

Выборка для 16 октября по всем годам


Имя Дата Время Зона Место Широта Долгота Пол
Dino Traverso Buzzati
16.10.1906 1:53 +1 BELLUNO, VENEZIA, IT 46N09 12E13
NOVELIST, JOURNALIST, POET, PLAYWRIGHT, LAWYER
WELL KNOWN FOR "THE TARTAR STEPPE" 1940, COMPARED TO KAFKA, ALSO SCI-FI AUTHOR

SADC : #2235
RODDEN RATING : AA
DATA SOURCE : BORDONI/2 Q BC
NATIONALITY : ITALIAN
DATE OF DEATH : 28.01.1972
PLACE OF DEATH: MILAN, ITALY
RACE : WHITE
TIMEZONE : CET
LAST MODIFIED : 19.05.1994 15:34

ГРАСС (Grass), Гюнтер
16.10.1927 12:00 +1 CET Гданьск, Польша 54.23.00.N 18.40.00. -
-----------
Нобелевская премия по литературе, 1999 г.
Гюнтер Грасс, немецкий романист и эссеист родился 16 октября 1927 в предместье Данцига (ныне Гданьск, Польша), пережил все превратности судьбы этого города. В нескольких своих романах Грасс на примере судьбы Данцига и его обитателей исследовал ход немецкой истории в 20 в. Как и большинство его сверстников, Грасс был членом гитлерюгенда, в 1944 стал солдатом. В апреле 1945 был ранен, попал в американский лагерь для военнопленных. В 1948 будущий писатель поступил на отделение скульптуры Дюссельдорфской академии искусств, в это же время начал писать стихи. По совету западногерманских писателей <Группы 47> Грасс попробовал свои силы в прозе. Первый же его роман <Жестяной барабан> (Die Blechtrommel, 1959), имел сенсационный успех. В этой пародии на немецкий <роман воспитания> речь идет о Данциге, фашизме и войне. Но более всего поразил <Жестяной барабан> совершенно непривычной, гениально придуманной фигурой героя - юного Оскара Мацерата, который родился на свет уже с невыносимым отвращением к окружающему миру и с решением никак и никогда не участвовать в делах и делишках этого мира. В три года он перестает расти в знак протеста против неаппетитной жизни взрослых. И только подаренный матерью дешевенький детский барабан примиряет его с жизнью, позволяя найти в барабанной дроби свое призвание, прибежище, свой особый, не соприкасающийся со взрослыми мир. Яростный поклонник барабанной дроби не расстается с игрушкой никогда, выстукивает палочками все, что видит и слышит вокруг. Иными словами, он выражает свое миросозерцание не в слове, не в поэзии или живописи, а в форме непрерывного постукивания палочками по гладкой поверхности этого ударного инструмента. История Германии XX века как соло на барабане и герой, наблюдающий мир со своеобразной дистанции, снизу, <из-под трибун>, - вряд ли кто оспорит оригинальность и эстетическую новизну подобной художественной идеи. Данциг и немецкие умонастроения середины 20 в. - тема и двух следующих романов Грасса: <Кошки-мышки> (Katz und Maus, 1961, рус. перевод 1968 под назв. <Кошка и мышь>) и <Собачьи годы> (Hundejahre, 1965), продолжающих социально-критическую и гротескную линию <Жестяного барабана>, нередко эти три романа называют <данцигской трилогией>. Более поздние произведения Грасса посвящены событиям современной ФРГ. В романе <Под местным наркозом> (1969) писатель пытается осмыслить фанатизм студенческого движения и умеренность старшего поколения. <Дневник улитки> (Aus dem Tagebuch einer Schnecke, 1972) - сочетание автобиографического отчета о работе в предвыборной кампании СДП и истории некоего Германа Отта, его деятельности и осуждения при нацистах. Заслуживают также упоминания романы <Камбала> (Der Butt, 1977), историко-фантастическая повесть <Встреча в Тельгте> (Das Treffen in Telgte, 1979), <Вымыслы> (Kopfgeburten, 1982), антивоенный роман-предупреждение <Крыса> (Die Rдtin, 1985), текущий комментарий XX столетия (1999). Перу Грасса принадлежат многочисленные эссе и статьи, множество стихов и ряд драматических произведений. Нобелевскую премию по литературе за 1999 г. получил <за то, что его игривые и мрачные притчи освещают забытый образ истории>. Среди многочисленных наград Грасса: Премия <Группы 47> (1958), Премия критики (1960, Германия), Премия иностранной книги (1962, Франция), Премия Бюхнера (1965), Премия Фонтана (1965), Премия Гайса (1969), Премия Монделло (1977, Палермо), медаль Карл фон Осирски (1977), Премия Виареджио-Версилия (1978), Медаль им. В. Маяковского (1977), Премия Фельтринелли (1982), Кольцо Леопарда Франка (1988). Грасс имеет ученые степени трех колледжей и университетов. В новом романе <Мудрый краб> (Im Krebsgang, 2001) Гюнтер Грасс обратился к теме, которую в современной Германии предпочитают обходить стороной, - тяжелая, порою трагическая судьба немцев России и Восточной Европы, которым пришлось бежать от Красной Армии во время Второй мировой войны. Писатель сосредоточился в своем романе на истории гибели лайнера <Вильгельм Густлов>, на котором в январе 1945 года из Данцига (родной город самого Грасса, современный Гданьск в Польше) были эвакуированы беженцы, а также раненые солдаты - всего 9000 человек. Лайнер был потоплен советской подлодкой. Грасс взялся за эту болезненную тему не для того, чтобы разбередить раны, а для того, чтобы люди не забывали об ужасах и потерях, с которыми всегда сопряжена война.

Дмитрий Хворостовский
Дмитрий Хворостовский
16.10.1962 12:00 0 00.00.00.N 00.00.00.E М


О'НИЛ (O'Neill), Юджин
16.10.1888 12:00 -5 EST Нью-Йорк, Нью-Йорк, США 40.42.51.N 74.00.23. -
-27.11.1953
Нобелевская премия по литературе, 1936 г.
Американский драматург Юджин Гладстон О'Нил родился в Нью-Йорке и был третьим сыном Эллы (Квинлан) О'Нил и Джеймса О'Нила, выдающегося актера, который получил известность после исполнения роли графа Монте-Кристо в одноименной мелодраме. Поскольку Элла О'Нил, как и ее муж, жила <на колесах>, первые семь лет Юджин провел, по его же словам, <в отелях и поездах>, что как мальчику, так и его матери, которые жили в постоянном волнении, без средств, очень не нравилось. В возрасте семи лет Юджин пошел в католическую школу-интернат в Нью-Йорке, а тремя годами позже перешел в дневную школу в Нью-Лондоне (штат Коннектикут), где они жили в это время с матерью. В эти годы Элла О'Нил пристрастилась к морфию, что угнетающе действовало на ее сына-подростка. Воспитанный в католических традициях, О'Н. молился за выздоровление матери, но, когда все его усилия оказались тщетными, к церкви охладел. В 1902 г. О'Н. поступает в Беттс-акэдеми, интернат для протестантов и католиков в Стамфорде (штат Коннектикут). И хотя учится посредственно, много и жадно читает и в 1906 г. поступает в Принстонский университет, где также не утруждает себя занятиями, и после первого же курса уходит из университета. В эти годы Юджин находится под влиянием своего старшего брата Джеймса (Джейми), который познакомил молодого О'Н. с ночной жизнью Нью-Йорка. Покинув Принстон, О'Н. вел рассеянную жизнь, а в 1909 г., за несколько недель до того, как ему исполнился 21 год, женился против воли отца на Кэтлин Дженкинз и почти сразу же после свадьбы отправился золотоискателем в Гондурас, ненадолго вернулся в Нью-Йорк, где в 1910 г. у него родился сын, тоже Юджин, и вновь, на этот раз на полтора года, уехал в Англию, а затем в Аргентину, где бродяжничал и нищенствовал. В 1911 г. жена с ним развелась, и О'Н. встретился с сыном, когда тому исполнилось уже 12 лет. Юджин-младший, ставший впоследствии театральным критиком, покончил жизнь самоубийством в возрасте 40 лет. В 1911 г. О'Н. возвращается в Нью-Йорк, работает где придется, пьет и в 1912 г. пытается покончить с собой, после чего решает начать новую жизнь. Он устраивается репортером в газету Нью-Лондона, где летом живут его родители, однако через несколько месяцев заболевает туберкулезом, направляется в частный санаторий, где проводит шесть месяцев, размышляет о жизни и переживает то, что он впоследствии назовет <вторым рождением>. Именно в это время О'Н. и начинает писать пьесы, решив <стать художником, любой ценой>, и в 1914 г. поступает в Гарвардский университет в семинар по драматургии Джорджа Пирса Бейкера. Хотя полный курс лекций Бейкера О'Н. не прослушал, ему удалось в это время написать семь одноактных пьес, вошедших в сборник <Жажда и другие одноактные пьесы> (, 1914). Первой пьесой O'Н., которая появилась на сцене, была <К востоку, на Кардифф> ( пьесами драматурга, бросавшими вызов коммерческому театру Бродвея, театральной труппой <Провинстаун плейере> летом 1916 г. на заброшенной верфи Провинстауна. Когда же театральный коллектив <Провинстаун плейере> открыл Плейрайтс-тиэтр в Гринвич-виллидже, спектакль по пьесе <К востоку, на Кардифф> стал нью-йоркским дебютом О'Н. Действие его ранних пьес происходило в матросском кубрике, в портах, их персонажи - моряки, портовые рабочие, что никак не соответствовало условностям салонных и семейно-бытовых драм, с традициями которых драматург решительно порывает. Прежде чем начать писать, О'Н. много читал Августа Стриндберга, пьесы которого были для него источником вдохновения, <уроком современной драмы>, как он писал впоследствии в своей Нобелевской речи. Впрочем, по большей частидраматург черпал вдохновение не из книг, а из своей богатой событиями жизни. В 1920 г. на Бродвее пошла первая полнометражная пьеса О'Н. <За горизонтом> (), повествующая о горькой судьбе двух братьев, мечтателя и практика. Эта пьеса была удостоена Пулитцеровской премии, первой из четырех, полученных О'Н. (Пулитцеровскую премию получили также пьесы <Анна Кристи> (), <Странная интерлюдия> () и <Долгий день уходит в ночь> (<А Long Day's Journey Into Night>). С 1920 по 1943 г. О'Н. написал 20 полнометражных пьес и несколько одноактных: натуралистические, реалистические, экспрессионистические, комедии, трагедии, пьесы по мотивам древнегреческих драм. <Анна Кристи> (1920) - история двух моряков и девицы легкого поведения, которая искренней любовью искупает свой грех. <Император Джонс> (, 1920), экспрессионистическая драма о Джонсе, чернокожем проводнике пульмановского вагона, который совершает убийство и становится правителем острова в Вест-Индии, потрясла нью-йоркскую публику и обеспечила драматургу репутацию вождя нового направления в театре. Еще большую известность драматургу принесла пьеса <Косматая обезьяна> (, 1922), причем известность скандальную - за нее О'Н. обвинили в богохульстве. В <Любви под вязами> (, 1924) поднимаются темы кровосмешения, супружеской измены, детоубийства, пьеса сразу же привлекла к себе внимание трагедийной мощью, острыми конфликтами и до сих пор считается выдающимся достижением современного театра. <Великий бог Браун> (, 1926) строится на конфликте идеализма и материализма, здесь О'Н. использует приемы условного театра, театра масок, становясь тем самым предтечей авангардистского движения в американском театре. В конце 20-х гг. О'Н., по единодушному мнению, был ведущим американским драматургом, однако его личная жизнь складывается неудачно. В 1918 г. он женился на писательнице Агнес Боултон, от брака с которой у него были сын Шейн и дочь Уна (в 18 лет, вопреки воле отца, она вышла замуж за Чарли Чаплина). За три года, с 1920 по 1923 г., О'Н. потерял отца, мать и своего любимого брата Джейми, а в 1928 г. развелся со своей второй женой. В 1929 г. драматург женился в третий раз - на актрисе Карлотте Монтрей, с которой познакомился в начале 20-х гг. В 1936 г. О'Н. первым из американских драматургов был удостоен Нобелевской премии по литературе <за силу воздействия, правдивость и глубину драматических произведений, по-новому трактующих жанр трагедии>. Из-за болезни писатель не смог присутствовать на церемонии награждения, однако прислал текст ответной речи, в которой, в частности, говорилось: <Эта награда принадлежит не только мне, но и всем моим коллегам в Америке, для меня эта Нобелевская премия - символ того, что Европа признала зрелость американского театра>. В 20-е - начале 30-х гг. О'Н. получает почетную степень Йельского университета (1929), пишет свои наиболее зрелые и оригинальные произведения, в т.ч. <Марко-миллионщик> (, 1928), романтическую сатиру на буржуазную цивилизацию, материализм и религиозное ханжество, в центре которой стоит Марко Поло, а также девятиактную драму <Странная интерлюдия> (, 1928), где действующие лица делятся со зрительным залом самыми своими сокровенными мыслями, которые не должны слышать другие персонажи, один из них произносит слова, проливающие свет на смысл названия пьесы: <Жизнь это странная интерлюдия между прошлым и тем, что еще должно произойти>. В трилогии <Траур - участь Электры> (, 1931), представляющей собой переложение <Орестеи> Эсхила, действие происходит в Новой Англии во времена гражданской войны, премьера <Электры> прошла на Бродвее с участием Аллы Назимовой и получила высокую оценку критики. В это же время написана единственная комедия О'Н. <О, молодость> (, 1933), проникнутая щемящим ностальгическим чувством. Когда Нобелевский комитет признал, что произведения О'Н. <отличаются необычайной глубиной, разносторонностью и оригинальностью>, еще не были созданы три шедевра драматурга: <Разносчик льда грядет> (, 1939, поставлена на Бродвее в 1946), <Долгий день уходит в ночь> (1941, поставлена в 1956) и <Луна для пасынков судьбы> (, 1943, поставлена в 1957). В философско-натуралистической притче <Разносчик льда грядет> драматург со знанием дела описывает завсегдатаев притонов и пивных. Пьеса, одна из наиболее сложных в творчестве О'Н., отличается религиозным символизмом, метафизической глубиной и эмоциональной насыщенностью. Основной смысл пьесы - в спасительности иллюзий, в стремлении человека к самообману. Пьеса <Долгий день уходит в ночь>, премьера которой состоялась в Королевском драматическом театре в Стокгольме, насыщена автобиографическими мотивами. В семье Тайрон (под которыми подразумеваются О'Нилы) властвует Джеймс Тайрон-старший, актер-романтик и прагматик, доведший жену до наркомании, у которого два сына - один пьяница, другой - мечтатель. Писатель с удивительной силой передает сложные и мучительные отношения между мужем и женой, родителями и детьми. Написанная, по словам самого О'Н., <слезами и кровью с глубокой жалостью и пониманием ко всем четырем страдающим Тайронам>, эта пьеса была впоследствии экранизирована с участием таких звезд, как Ральф Ричардсон, исполнивший роль отца, и Кэтрин Хепберн, сыгравшая роль матери. В <Луне для пасынков судьбы>, явившейся продолжением пьесы <Долгий день уходит в ночь>, изображено дальнейшее падение беспутного Джеймса Тайрона-младшего после смерти его матери Мэри Тайрон. Последнее десятилетие жизни драматурга ознаменовалось упадком физических сил, расстройством здоровья. О'Н. планировал создать цикл пьес из истории рядовой американской семьи, но в 1943 г. полностью утратил работоспособность из-за тяжелого поражения нервной системы, лишившей его возможности даже владеть ручкой. В результате из намеченного цикла драматург успел написать только две пьесы: <Душа поэта> (, премьера состоялась в 1957 г. в Шведском королевлевском драматическом театре) и <Дворцы побогаче> (, премьера состоялась там же, в 1962 г.). Хотя творчество писателя неоднородно, а отдельные пьесы справедливо критикуются за мелодраматизм и невыразительность языка, О'Н. по-прежнему считается одним из наиболее выдающихся американских драматургов. Как писал английский критик Мартин Сеймор-Смит, это был <человек, который сумел возвысить свои жизненные тяготы до метафоры общечеловеческих тягот>. Хотя, по мнению американского критика Джона Гасснера, <от других современных трагиков (в т.ч. и от Чехова) О'Н. отличается, быть может, тем, что его персонажи часто псевдотрагедийны, поскольку им не хватает величия духа и жизненных сил>, он вместе с тем признавал, что <О'Н практически создал американскую натуралистическую драму и, если бы не он, не было бы ни <Табачной дороги> Колдуэлла, ни <О мышах и людях> Стейнбека>. Выдающийся американский театральный критик Джордж Джин Нейтан в 1946 г. назвал О'Н. <первым драматургом американского театра>. <Никто не может с ним сравниться, - писал Нейтан, - в умении вникнуть в характер, никто не знает людей так глубоко, как он, никто не владеет сценой, ее возможностями так, как он, его пьесы отличаются невиданной мощью, масштабом, полетом... Его театр - это настоящий университет>.

ЧЕМБЕРЛЕН (Chamberlain), Джозеф Остин
16.10.1863 12:00 +0 GMT Бирмингем, Англия 52.30.00.N 1.50.00
-16.03.1937
Нобелевская премия мира, 1925 г.
совместно с Чарлзом Дауэсом. Английский государственный и политический деятель Джозеф Остин Чемберлен родился в Бирмингеме (Великобритания). Отцом его был Джозеф Чемберлен, преуспевающий промышленник и политик. Мать, Гариет Кенрик, умерла при родах. Отец женился вновь, и спустя 6 лет в семье родился второй сын, Невилл, впоследствии ставший премьер-министром Великобритании. Выросший в напряженной атмосфере политической деятельности, Ч. прошел школу политики дома. Он учился в школе Рагби и позже в Тринити-колледже (Кембридж), где получил в 1885 г. ученую степень. Проведя 9 месяцев во Франции, Ч. посещал лекции в парижской Школе политических знаний. Еще год он учился в Германии. Вернувшись в Англию в 1888 г., Ч. исполнял при отце обязанности личного секретаря. В том же году как либеральный юнионист он был избран в парламент от округа Ист-Вустершир близ Бирмингема, это место Ч. удерживал в течение 22 лет. В письме королеве Виктории У. Гладстон, слушавший первую речь Ч. в парламенте, охарактеризовал его как человека, который подает большие надежды в политическом отношении. Довольно скоро Ч. полностью оправдал ожидания Гладстона: в 1892 г. он стал парламентским организатором партии, в 1895 г. - лордом Адмиралтейства, в 1900 г. - финансовым секретарем Казначейства, в 1902 г. - министром почт и в 1903 г. - канцлером Казначейства (т.е. министром финансов). Все эти годы укреплялась его репутация как энергичного политика и грозного парламентского бойца. В 1906 г., который ознаменовался поражением партии от либералов, Ч. женился на Айви Мьюриэл, у них родились два сына и дочь. Покинув правительственный пост, он сохранял место в парламенте, где сыграл немалую роль в том, чтобы убедить администрацию в необходимости поддержать Францию и Англию перед первой мировой войной. В коалиционном правительстве, сформированном в 1915 г., Ч. стал министром по делам Индии. Через два года, после скандала, вызванного отсутствием медицинской помощи во время британского наступления на Багдад в Месопотамии, Ч. подал в отставку: его министерство оказалось замешанным в этом деле, хотя лично против Ч. обвинений выдвинуто не было. В апреле 1918 г. Ч. вошел в состав коалиционного кабинета, сформированного Дэвидом Ллойд Джорджем, и был вновь назначен канцлером Казначейства. Находясь на этом посту два года, Ч. укрепил систему кредита и значительно увеличил налоги для скорейшей выплаты военных долгов. Когда в 1921 г. болезнь заставила Бонара Лоу временно отойти от политики, Ч. занял его место во главе палаты общин, но лояльность Ч. по отношению к Ллойд Джорджу оттолкнула от него консерваторов. Поддержка Ч. образования Ирландской Республики усилила к нему недоверие в Консервативной партии, на конференции 1922 г. лидерство вновь перешло к Лоу. Это перечеркнуло надежды Ч. на пост премьер-министра. Назначенный министром иностранных дел в правительстве Стэнли Болдуина в 1924 г., Ч. вступил на арену международной политики, где в то время обстановка была весьма напряженной. Прежнее британское правительство одобрило Женевский протокол, предложенный Францией, который обязывал спорящие страны прибегать к арбитражу. Соглашение уполномочило Совет Лиги определить шаги, которые страны-участницы должны были предпринять для проведения протокола в жизнь. Это встретило сопротивление в Великобритании, на долю Ч. выпало отвергнуть протокол в речи, произнесенной в Совете. Ч., однако, выразил надежду, что Совет в случае кризиса осуществит приготовления для принятия необходимых мер. В том же году германский министр иностранных дел Густав Штреземан объявил о желании своего правительства гарантировать послевоенную границу по Рейну. Между Ч., Штреземаном, Аристидом Брианом (французским министром иностранныхдел) и представителями Бельгии, Польши, Италии, Чехословакии начались длительные и сложные переговоры в Локарно (Швейцария), где 5 октября 1925 г. было объявлено об их результатах, а 16 октября, в день рождения Ч., подписаны итоговые документы. В результате восьми соглашений, получивших название локарнских, Германия вступила в Лигу Наций, семь стран гарантировали ее западную границу, согласились решать споры средствами арбитража и заявили о стремлении к разоружению в рамках Лиги Наций. «Одним из главных следствий локарнских договоров станет рост престижа и авторитета Лиги Наций», - предсказывал Роберт Сесил. Ч. вернулся в Англию с триумфом и был удостоен ордена Подвязки. Локарнские соглашения повсеместно оценивались как беспрецедентный вклад в дело мира. Помогая рассеять французскую враждебность к Германии и раздражение немцев по поводу Версальского договора, они сделали возможным международное сотрудничество, необходимое для восстановления политической и экономической систем в Европе. За свою роль в локарнских переговорах Ч. был удостоен Нобелевской премии мира 1925 г., которую он разделил с Чарлзом Дауэсом, Ч. не присутствовал на церемонии награждения и не представил Нобелевской лекции, но его телеграмму с выражением благодарности огласил в Нобелевском комитете британский посол в Норвегии сэр Фрэнсис Лайндли. За четыре оставшихся года, которые Ч. возглавлял министерство иностранных дел, он принял жесткие меры для защиты Шанхая от возможного японского нападения, безуспешно пытался стабилизировать англо-египетские отношения, оказал поддержку пакту Келлога - Бриана, получившего название по именам французского министра иностранных дел Аристида Бриана и американского государственного секретаря Фрэнка Келлога. После падения правительства Болдуина в 1929 г. Ч. потратил немало сил для того, чтобы помочь политической карьере своего сводного брата Невилла. С образованием в 1931 г. межпартийного правительства Ч. стал первым лордом Адмиралтейства, хотя был несколько разочарован тем, что ему не предложили вновь возглавить министерство иностранных дел. В Адмиралтействе, жаловался Ч., он представлялся себе «старой партийной лошадкой, которую опасно выпускать на волю, и рот ей поэтому затыкают должностью». Волнения моряков по поводу жалованья в Инвергордоне (Шотландия) дали Ч. повод подать в отставку после всеобщих выборов в октябре 1931 г. «Я надеюсь, что мое исчезновение, - писал он Болдуину, - облегчит Невиллу путь к должности». Как член парламента Ч. продолжал активную политическую деятельность, в числе прочего он предупреждал об угрозе со стороны нацистского правительства А. Гитлера, высказывался в пользу экономических санкций против Италии в связи с захватом Эфиопии. Ч. также входил в состав совета Британской школы усовершенствования врачей. Тогда же им были написаны труды «Через годы» (1935), очерки о великих людях, с которыми ему довелось встречаться, и «Политика изнутри» (1936), составленная из писем, которые он писал отцу, чтобы держать его в курсе политических событий в последние годы жизни (отец скончался в 1914 г.). Высокий, всегда безукоризненно одетый и элегантный, Ч., несмотря на свой аристократический вид, славился теплотой и общительностью, которые снискали ему горячую любовь многочисленных друзей. Ч. скончался в Лондоне от апоплексического удара 16 марта 1937 г., всего за два месяца до того, как Невилл стал премьер-министром.