-17.02.1970 Нобелевская премия по литературе, 1966 г. совместно с Нелли Закс. Израильский писатель Агнон (Шмуэль Йосеф Халеви Чачкес), автор романов, повестей и рассказов, родился в маленьком городке Бучач в Галиции, провинции Австро-Венгерской империи, которая в настоящее время является частью Польши. Его отец, Шолом Мордехай Халеви Чачкес, по профессии торговец мехами, получил образование раввина. Мать А., урожденная Эсфирь Фарб, была весьма начитанной женщиной, высокообразован был и его дед по материнской линии, купец Иегуда Фарб, оказавший большое влияние на юного А. Образование, полученное в детстве, проявилось в темах и сюжетах многих произведений А. Юный А. посещал хедер (начальную школу), а также изучал Талмуд под руководством своего отца и местного раввина. В <Беф хамидраш> (<Доме обучения>) он читал произведения древних и средневековых еврейских сказителей, поучения хасидов (последователей мистической иудаистской секты, возникшей в XVII в. в Польше) и современную еврейскую литературу. Подростком А. стал активным сионистом. Свои первые поэтические произведения, опубликованные в местной газете, он написал на иврите и на идиш. В 18-летнем возрасте А. отправляется во Львов для работы в еврейской газете, в 1907 г. предпринимает путешествие в Яффу в Палестине, а годом позже переезжает в Иерусалим. В то время он был секретарем иудейского суда и служил в различных иудейских советах. В 1909 г. А. опубликовал короткую повесть <Покинутые жены> (), названием которой впоследствии воспользовался для своего литературного псевдонима (<Агнон> в переводе с иврита означает <брошенный>). С 1924 г. <Агнон> становится официальной фамилией писателя. Как и все его последующие произведения, <Покинутые жены> были написаны на иврите. В этой книге налицо характерные особенности творчества А.: использование фольклора и фантазии, религиозные мотивы. Творчество А., своими корнями уходящее в иудейскую сельскую культуру, представляет собой разрыв с космополитизмом секулярных еврейских писателей, таких, как Шолом Алейхем. Предшественниками А. были Шеломо Рубин и Реувен Бройдес. В 1912 г. А. возвращается в Европу и поселяется в Берлине, где штудирует классиков, читает лекции но еврейской литературе, дает частные уроки иврита, исполняет обязанности научного консультанта. Вместе с теологом и философом Мартином Бубером А. собирает предания о хасидизме. Кроме того, А. и Бубер основывают журнал <Юде> (). В что же время А. знакомится с немецким дельцом еврейского происхождения Залмапом Шокеном, который в 1915 г. предоставляет ему пятилетнюю стипендию для занятий литературным творчеством при условии, что А. будет редактировать антологию еврейской литературы. Со временем Шокену удалось основать собственное издательство в Берлине, в котором издавались в основном произведения А. За 12 лет своего пребывания в Берлине А. выпустил в небольшом еврейском издательстве несколько повестей и сборников рассказов. Чтобы освободиться от службы в армии во время первой мировой войны, А. на протяжении нескольких недель до прохождения призывной комиссии в 1916 г. очень много курил, принимал таблетки и мало спал, в результате чего вместо армии попал в госпиталь с серьезным расстройством почек, В 1919 г. он женился на Эсфири Маркс, родившей ему дочь и сына. Из-за войны и ее последствий А. возвратился в Иерусалим только в 1924 г., к этому времени Палестина стала подмандатной территорией Великобритании. В 1927 г. он поселился в районе Иерусалима, называемом Тальпийот. Во время арабского мятежа в 1929 г. его дом был разграблен, и он построил себе новый, в котором и прожил до конца жизни. В конце 20-х гг. А. написал свое самое значительное произведение, двухтомный роман <Свадебный балдахин> (), который был опубликован в 1931 г. В этом плутовском романе описываются приключения бедного хасида, который странствует по Восточной Европе в поисках мужей и приданого для трех своих дочерей. Юмор и ирония в <Свадебном балдахине> сочетаются с состраданием, что типично для творчества А. в целом. В 1930 г. А. вновь возвращается в Европу, где в это время Шокен издает в Берлине ею <Полное собрание рассказов> (, 1931). Перед возвращением в Иерусалим в 1932 г. писатель посещает иудейские общины в Польше, которые со времен ею детства существенно изменились. Этот опыт нашел свое отражение в романе <Ночной гость> (, 1937), где герой возвращается в свою родную деревню и находит ее физически и культурно опустошенной после разрушительной и кровопролитной войны. В романе <Простая история> (, 1935) А. пользуется методом, разработанным Поставом Флобером и Томасом Манном, - романтические устремления героя противопоставляются интересам буржуазного общества в одном из городков Галиции в начале XX в. В начале 30-х гг. произведения А. широко публиковались на немецком языке, однако действие многих книг этого периода происходит в Палестине. Когда же в 1938 г. нацисты закрыли издательство Шокена, предприниматель перебирается в Тель-Авив, где продолжает издавать произведения А. В конце второй мировой войны Шокен открыл филиал своего издательства в Нью-Йорке и начал публиковать книги А. на английском языке, после чего писатель приобрел мировую известность. Ознакомившись с творчеством А., влиятельный американский критик Эдмунд Уилсон в конце 50-х гг. официально предложил кандидатуру писателя в качестве соискателя Нобелевской премии по литературе. Правда, лишь в 1966 г. А. стал лауреатом Нобелевской премии, которая была присуждена ему за <глубоко оригинальное искусство повествования, навеянное еврейскими народными мотивами>. Вместе с А. получила Нобелевскую премию Нелли Закс. В адресе Нобелевского комитета были особо выделены <Свадебный балдахин> и <Ночной гость>. Нобелевской лекции А. не читал, но в своей краткой речи при вручении премии он подчеркнул влияние Талмуда и других религиозных еврейских книг на его творчество. В последние годы жизни А. стал в Израиле своего рода национальным кумиром. Когда в иерусалимском районе Тальпийот начались строительные работы, мэр города Тедди Коллек приказал установить специальный знак вблизи дома А.: <Соблюдайте тишину! Агнон работает>, Несмотря на огромную популярность, сам А. был убежден, что его читательская аудитория сокращается. В газовых камерах второй мировой войны погибло значительное число тех людей, для которых он писал, и писателю казалось, что молодое поколение равнодушно к тем традиционным культурным ценностям, которые нашли отражение в его творчестве. А. умер от сердечного приступа в 1970 г. в Иерусалиме. Похоронен на Елеонской горе. Помимо Нобелевской премии, А. был удостоен и других наград, в т.ч. престижной Биаликской премии Тель-Авива (1935 и 1951), Уссишкинской премии (1950) и премии Израиля (1950 и 1958). Кроме того, писатель был удостоен почетных степеней Иудейской теологической семинарии в Америке, Еврейского университета в Иерусалиме, Колумбийского университета в США. В 1962 г. А. был избран почетным гражданином Иерусалима. Мало известный широкому читателю до получения Нобелевской премии, в настоящее время А. считается одним из наиболее выдающихся еврейских писателей, которого не раз сравнивали с Джеймсом Джойсом, Марселем Прустом, Уильямом Фолкнером и прежде всего с Францем Кафкой, с которым его роднят многозначительность и сугубо мрачный колорит. Его творчество с трудом поддается критическому осмыслению в значительной степени оттого, что А. часто перерабатывал уже изданные произведения, а также из-за архаичного, сложного для перевода синтаксиса. Однако, несмотря на это, даже в переводе проза А. сохраняет свою особую, самобытную силу. Оценивая достижения А., американский критик Роберт Альберт отметил, что <в своем многогранном литературном наследии А. коснулся многих самых сложных аспектов современного мира. ...Не теряя духовной связи с прошлым... он придерживался убеждения, что такая связь необходима и ее можно достичь>.
|