окулус | статьи | прикладная психология | как уберечь ребенка от комплекса неполноценности, когда к нему есть реальные основания?

Как уберечь ребенка от комплекса неполноценности, когда к нему есть реальные основания?

Друзья, здравствуйте. Молодое лето по человеческим меркам сейчас пребывает в возрасте где-то около 23 – 24 – свежее, полное сил и надежд, не слишком еще поумневшее... Обретаясь в Москве, завидую сам себе: весной у южного моря уже побывать успел, опять тянет. А пока был там, снова невольно сравнивал свою каждодневную почту с морским прибоем. Когда долго у моря живешь, то, при всех его каверзах и капризах, при всем грозном коварстве, уже знаешь, чего от него ожидать. Рождая твои удивления, оно с жадностью неописуемой их пожирает. Величайший из психовампиров!... Не приходится день на день, ночь на ночь, но бредя в который-то раз вдоль кромки прибоя, чуешь уже заранее, какой подарок тебе заготовлен за той вон скалой...

ВЛ, сыну скоро в школу... Боюсь, что будут обзывать: у него "заячья губа".

Обзывать могут, да, а могут и нет, или пообзывать и прекратить быстро – решает характер и отношение ребенка к своей особенности, внушенное взрослыми. Человек тридцать разновозрастных обладателей заячьей губы знаю – и все люди разные, некоторые очень уверены в себе, коммуникабельны и успешны.

К такому – жди случая парного, вот и он:

ВЛ, моя близкая подруга в возрасте около 40 родила сына. Мальчик родился без большого пальца на одной из рук. Врачи сказали - отклонение передалось по наследству. Есть сомнения в этой версии, но вопрос не в этом. Мать мальчика очень трагично отнеслась к этому, никому не хотела говорить, крайне неохотно приглашала в гости друзей. Открытая, дружелюбная, оптимистичная женщина стала затворницей. Только через год она открылась мне и сказала, что весь год непрерывно проплакала и прожила в кошмаре. Муж и дочь гораздо спокойнее отнеслись к этому, старались поддержать, искренне считая, что ничего страшного нет. И моя первая реакция была "Какая же ты дурочка, что так долго мучалась и скрывала то, в чем нет беды".

Но теперь, когда начинаю представлять подробно их будущую жизнь, вижу, что долгое время и у мамы и у мальчика будут постоянно возникать маленькие, но неприятные проблемы, к решению которых нужно быть готовым. Возможно, есть вероятность возникновения тяжелых комплексов у ребенка. Уверена - есть методы, с помощью которых можно естественным образом, спокойно, без напряжения и с любовью в сердце готовиться к таким ситуациям.

У этого мальчика постепенно указательный палец начинает выполнять функции большого, утолщаясь, приобретая характерный изгиб и отходя от остальных трех. В результате рука приобретает необычный вид, который неизменно будет вызывать любопытство и сострадание (в лучшем случае) у взрослых, а с детьми возможны обидные клички, дразнилки, отчуждение...

Мама мальчика страдает, но страдания взрослого ничто по сравнению с обидой и страданиями ребенка. Из-за руки ему придется решать гораздо больше психологических задач по сравнению с другими детьми. Жизнь у него будет непростая...

Думаю, если постепенно вырабатывать у ребенка правильное отношение к этой ситуации и готовить спокойную реакцию на бестактности и уколы некоторых взрослых и детей, то все будет в порядке. Ирина.

Здравое отношение к мухам

Разговор пойдет не о заячьей губе и не о четырехпалости. Это только повод поговорить о главной проблеме для всех нас – психологии стада.

Люди рождаются разными, звери тоже. Щенки одного помета или цыплята одного выводка - разные все. Мухи - одни меньше, другие больше, одни светлее, другие темнее, одни глупее, другие еще глупее, одни приставучее, другие еще более...

Даже дизентерийных палочек двух одинаковых не бывает. Даже у близнецов-двойняшек - разные отпечатки пальцев, разные родинки, разные призвуки в голосах и еще много отличий.

Одни люди рождаются очень волосатыми, другие совсем без волос. Одни очень большие, другие очень маленькие. Всевозможные части тела бывают всевозможных размеров. Кто-то рождается с чем-то лишним (с лишним пальцем – часто, отсюда даже фамилия "Шестопал"). Бывает и так, что эти лишние части оказываются на неподходящих местах. Казуистическая история описана в одном из хирургических журналов прошлого века. Некий молодой джентльмен начал замечать, что в обществе привлекательных юных леди у него приподнимается шляпа. Сама собой, без его помощи. А в любовных ситуациях, уже и без шляпы, что-то странное происходит с шевелюрой – на макушке вырастает бугор, кожа натягивается, это больно...

Молодой человек обратился к врачам, и после обследования загадка разрешилась: на макушке у него была найдена так называемая тератома: лишняя часть тела, оказавшаяся здесь еще в зародышевом периоде. Да, весьма редко, но бывает такое: какой-нибудь лишний палец с ногтем может залезть в живот, лишняя челюсть – в ягодичную область, лишний кусок мозга, да еще с кожей головы и волосами – в надпочечник или печень... А у этого баловня судьбы под кожу головы забрался дополнительный половой орган. Его удалили – для жизни вполне хватало и основного.

Зачем я все это рассказываю?

Чтобы дать, хотя бы прикидочно, самое общее представление о диапазоне разброса всевозможных человеческих (и нечеловеческих) признаков, об их отклонениях от статистического стандарта.

И о том, какими могут быть человеческие ответы на эти отклонения.

Вот один из ответов.

Человек без рук и ног управляется с компьютером,

синтезатором и машиной

Эта статья из рассылки "Tifloresource" (выпуски статей, которые публикуют в дискуссионном листе энтузиасты Интернет-общества слепых) пришла ко мне именно в тот день, когда я писал ответ Ирине.

26-летний Кристиан из германского города Росток появился на свет без рук и без ног - результат генетического дефекта. Однако молодой человек не отчаивается насчет своей тяжелой судьбы. Он учится, имеет много друзей, шутит над самим собой и о многом мечтает...

После родов родные родители отказались от ребенка-инвалида. В 10-месячном возрасте его взяла приемная мать Гизела, которой сейчас 74 года. Она буквально стала его руками и ногами. До сих пор она чистит Кристиану зубы, моет, причесывает, носит в туалет. Но, пожалуй, это и всё. Потому что с компьютером, синтезатором и даже машиной Кристиан управляется самостоятельно. При помощи мундштука он нажимает на клавиши компьютера. Ему нравится играть на синтезаторе и он мечтает исполнить что-нибудь на публике.

Кристиан, который весит 19 килограмм, посещал, благодаря своей приёмной матери, самую обычную школу, которую с успехом окончил.

Друзей у него достаточно, любопытные взгляды его не раздражают. "Конечно, я бросаюсь в глаза. Но я быстро иду на контакт, принимаю участие во всяких глупостях", - говорит он.

Дома у Кристиана все имеет голосовое управление, ему нужно лишь сказать "Открыть дверь", "Опустить жалюзи", "Выключить свет". С недавних пор Кристиан изучает информатику в Университете города Любек.

Комментарии вряд ли требуются.

Еще один ответ. Рик Ален, барабанщик группы Def Leppard, в возрасте 21 года потерял в автокатастрофе левую руку. Уже в больнице у него зародилась вера, что он сможет продолжать заниматься любимым делом вопреки своей утрате. После многочасовых дискуссий с другом – бывшим музыкантом – прослушиваний аудиозаписей концертов с участием барабанных партий он приходит к решению перестроить электро-музыкальную ударную установку с учетом своего нового положения... Получилось!

Рик Ален и по сей день остается барабанщиком группы Def Leppard. Прекрасно играет одной рукой. В этом году ему исполнилось 45 лет.

Вспомнил и о моем любимом джазовом пианисте Мишеле Петручиани. У него были руки и ноги, все пальцы тоже. Но сам он был совсем крошечным карликом: тяжеленный врожденный дефект костей. К инструменту Мишеля подсаживали на специальное кресло. А играл он как Бог. Был женат, родил двух детей...

Про себя тоже вспомнилось кое-что забавное. Родился я, как мама рассказывала, с непропорционально огромными ушами. Они и сейчас не кажутся маленькими по отношению к взрослому лицу, а тогда, будучи такими же по размеру, на головке новорожденного показались маме чудовищными, ослиными; к тому же, как она уверяла, уши эти были еще как-то по особому перекручены, свернуты в трубочки... Как было догадаться, что это предвестие предстоящего многослушанья, знак судьбы?.. Бедная мама из эстетических соображений чуть было не решилась мне уши укоротить, подрезать ножницами... Бабушка отговорила.

Ирина, спасибо вам за доброе, умное письмо, в нем содержится уже почти готовый ответ. Многие сразу, конечно, поняли, какую ошибку совершает мама четырехпалого мальчика, целый год горюющая по поводу его особенности. Год потратила на зряшные переживания, зряшные слезы, зряшную замкнутость. Неизвестно, сколько еще потратит, пока в разум войдет... И все из-за стадности. Из-за рабско-рыночной психологии.

Родители, поучиться бы вам душевному уму у детишек ваших! – всем легче было бы и веселее, всем лучше!

Много я видел детей, родившихся с разными тяжелыми аномалиями. Но никогда не видел, чтобы ребенок сам по сему поводу переживал, комплексовал, горевал, тосковал, убивался... Я подчеркну: НИКОГДА – САМ!

И поясню: сам ребенок, каким бы ни родился, какими бы отличиями от других ни был отмечен, всегда изначально принимает себя как есть – да, вот я такой, я такая, и все. Ни хорошо, ни плохо, а просто вот так.

Все комплексы, все страдания по поводу невыгодных отличий ребенка навязываются ему только извне – наложением оценочных клише. Внушением оценочной зависимости, будь она трижды клята. А кто внушает ее?.. Родители, ну конечно, в первый черед – оценочно зависимые родители. Вместо того, чтобы стать первыми и главными защитниками своего чада от этого молоха, становятся его главными агентами и орудиями, слепыми исполнителями воли чудовища...

У чудовища этого есть все части тела, кроме лица. Воплощенное стадо.

Мама мальчика с четырьмя пальцами на одной из рук, вы меня слышите?.. Четырехпалость можно отнести к числу безобидных, не затрудняющих жизнь, маленьких аномалий. Легко привыкнуть, приспособиться и практически не замечать. Все делать можно руками, на одной из которых нету большого пальца – все, вплоть до игры на музинструменте: и с четырьмя остальными пальцами можно стать виртуозом.

Ну да, кто-то из человечьего стада, из маленьких или больших дурачков, будет и эту аномалечку замечать: руки всегда на виду, не спрячешь. Кто-то – бестактно спрашивать. Кто-то и поддразнивать, и издеваться, хотя это вовсе не предрешено.

Ну и что?..

И при всех десяти пальцах и при самом совершенном телосложении и божественной красоте – если ты в стаде живешь, кто-то может над тобой издеваться при любых твоих данных или неданных. Вероятность издевательства – не поверите, но я знаю, я это изучил – практически та же, красавец ты или урод. Но она может возрастать или уменьшаться, эта вероятность. Возрастать или уменьшаться – вовсе не в зависимости от твоей особенности, твоего внешнего отличия от других, нет!

В зависимости от твоего отношения к этой особенности – и вообще к себе, а также к другим. В зависимости от твоего внутреннего состояния. От твоего содержания, а не формы.

В любой детсадовской группе, в любом школьном классе, в любом автобусе, в любом зоопарке, в любом другом скопище разных человеков и человекообразных с некоей вероятностью найдется один-два-три или больше жлоба, хама, скота, мерзавца, садиста, а с еще большей вероятностью - недоумка, тупаря, примитива. Как мухи – в любом месте сыщутся, но в одних местах много их, одолевают, в других поменьше, жить можно, в третьих совсем нет, но вдруг все ж какая-то заведется... И если у тебя даже нет никаких резких отличий от стада, если ты даже эталон серости, гений стандартности, – найдись такая вот муха и обрати на тебя случайно свой мутный взор – непременно что-нибудь эдакое отличительное отыщет в тебе и тобой займется. Пристанет.

Что делать? Прихлопывать?.. Всех не прихлопнешь. Единственное надежное средство – антимушиный состав души, изнутри выходящий наружу – мухи его чувствуют и близко не подлетают...

Итак: не аномалия, а особенность – в ряду многих других.

Не недостаток, не дефект, а отличие – в ряду прочих, не столь заметных или заметных.

Не повод для комплекса, а повод для саморазвития.

Не проблема, а просто жизнь.

Вот это, родители "не таких" детей, стоит прочувствовать в первую очередь вам. Проникнуться ТАКИМ отношением со всей полнотой, со всей искренностью, с радостью и БЛАГОДАРНОСТЬЮ! - да, радоваться и благодарить небеса можно за то, что перед вашим ребенком жизнь ставит жизненную задачу, дающую повод себя развивать.

В первый черед: изгнать стадную психологию из себя самих – и принять своего ребенка таким как есть.

Забыть о его особенности – не реально. Зато реально вполне в своем восприятии превратить ее из фигуры в фон.

Фон виден, фон есть, вы о нем помните, но он перестает вас занимать. Так чьи-то особо рыжие волосы или выдающиеся веснушки – поначалу бросаются в глаза, вы их видите особо усиленно, но через малое время уходят куда-то на третий план, вы перестаете их замечать...

Освободитесь от стадности – и под облучением вашей любви дитя ваше будет расти внутренне свободным. Быстро усвоит здравое отношение ко всякой своей особенности. Здравое отношение – и не более. Здравое отношение к мухам тоже.

Из рассылки 7.07.08