окулус | блоги | мартини | проект | история одного детского невроза...

История одного детского невроза или "откуда ноги растут"

Прежде чем диагностировать у себя депрессию и заниженную самооценку, убедитесь, что вы не окружены идиотами.(Фрейд)

Люди, чья профессия связана с психологической помощью другим в работе с клиентом актуализируют архетип “раненый целитель”. Те, кто избрал “помощь”, руководствуются бессознательными побуждениями невротического характера и неразрешенными конфликтами из детства. А своим желанием помочь они компенсируют(!) вред, что был нанесен в прошлом. Выбор медицинской профессии или психологической помощи служит некой формой защиты против своего чувства тревоги или бессилия, которые возникли вследствие переживаний за членов своей(!) семьи.

А могут ли они, люди службы психологической помощи действительно эмпатически слушать, сопереживать, чувствовать и главное(!) - исцелять? Понимание пациента/клиента/больного/жертвы/(как хотите)…зависит от способности психолога (медика, астролога, терапевта) интегративно использовать как свои практические навыки: эмоциональные, эмпатичные, интуитивные, синхронистичные, так и рациональные отклики на пациента. С какой бы проблемой мы ни столкнулись в жизни - она подсказка, толчок к осознанию происходящего. Осознание становится стимулом к развитию новых(!) навыков понимания себя и другого. Единственное - нужно научиться наблюдать каждое действие и каждую высказанную мысль, чтобы потом развернуть ситуацию (психологически, астрологически,…) и отыскать место “откуда ноги растут”.

Какими качествами должен обладать практический психолог/астролог/терапевт? Какие особенности конкретной личности могут посодействовать в оказании реальной помощи другим людям? Даже беглый обзор биографии известных психоаналитиков, психологов, врачей позволяет отметить одну закономерность: практически все они (за редким исключением) актуализируют архетип “раненный целитель”. Этот символический образ, живет внутри каждого человека и имеет две половины – “раненую” и “исцеляющую”, причем одна не может существовать без другой. Эффективный психолог/астролог/терапевт должен чувствовать необходимость оставаться в контакте со своими “ранеными” частями, в противном случае опасность злоупотребления собственной властью неминуема.

Искушение самоутверждения за счет слабого, доминирования над инфантильным, больным и пассивным пациентом всегда бессознательно дает тому, в чьих руках власть, возможность возвыситься, показаться более мудрым, активным и здоровым. И если психолог/астролог/терапевт теряет контакт со своей слабой частью, со своей «раненостью», он перерастает из человека в гуру, прорицателя, бога. Терапевтические отношения в таком случае неминуемо соскальзывают на позиции неравенства, и, так как происходит уход в сторону от изначальных целей терапии, моменты сопереживания и понимания с пациентом быстро стираются.

Гуру психологии часто напоминают что в терапевтических отношениях трансформируются оба, и клиент и психолог/астролог/терапевт, где терапевт* всегда остается и пациентом и целителем, где врач* настолько же в анализе* что и пациент. Но если в отношениях наблюдается перекос - происходит коллапс системы, где психолог/астролог/терапевт может осознавать или не осознавать у себя наличие спонтанного побуждения грубо обращаться со своим пациентом, вступая в конфигурацию отношений господин -раб, гуру -ученик, святой -грешник. Слепые пятна психолога/астролога/терапевта уводят в сторону ход лечения. Психолог в той же степени отвечает за чистоту рук что и хирург, а значит может занести инфекцию пациенту во время ”психоаналитического/астрологического/терапевтическог

о” сеанса . И чтобы этого не происходило, психологу/астрологу/терапевту нужно оставаться частично раненым, а значит активировать в себе целительную силу.

Сам термин “раненый целитель” возник из легенды об Асклепии, боге врачевания, известном тем, что в память о собственных ранах и страданиях он основал святилище в Эпидавре, где могли исцеляться все желающие. Отсюда возникла параллель между древней целительной практикой и аналитическим/астрологическим/терапевтическим лечением. Исцеление в святилище проходило в теменосе или отгороженной территории, прилегавшей к храму, что благоприятствовало отдыху “пациента”, а также давало надежду, что он увидит исцеляющие сны. Обучающий искусству исцеления кентавр Хирон обычно изображался страдавшим от неизлечимых ран.

Немного из мифологии. Кто такой “раненый целитель”? Это кентавр- Хирон. Его появление на свет необычно. Бог Сатурн хотел изменить жене. Ему полюбилась нимфа и он силой завладел ею. Но так как она не испытывала тех же чувств,… решила убежать и превратилась в лошадь. Вскоре на свет появился чудный уродец полу-конь полу-человек. При виде такого сына нимфа испытала ужас и сбежала. Он вырос без отца и без матери, но не попал в беду и посвятил все свое время учению, искусству исцеления и мастерству воина. Со временем о его талантах стали ходить легенды. И все старались отдать своих детей к нему на воспитание. Всю жизнь он обучал людей, вплоть до того дня как ранил себе ногу отравленной стрелой. Долгое время он жил в агонии, старался вылечить ее и параллельно учил людей.

В нашем случае психолог/астролог/терапевт рассматривается как “раненый целитель”. К. Юнг связывал теменос с зачарованным или магическим кругом, который действует как “космическое пространство” или табуированное “недоступное место”, в котором возможна умственная “работа”. Здесь возможно встретить собственную Тень, Анимуса и Аниму, мудреца и, наконец Самость, имена, которые Юнг дал архетипическим персонификациям бессознательного.

Если коротко проанализировать биографии психологов/астрологов/терапевтов, то можно заметить одну четко проявленную закономерность. Нет ни одной жизненной истории которая бы не вызвала целого спектра эмоциональных реакций и чувства уникальности человеческой судьбы. Наше прошлое продолжает жить в настоящем.

К примеру, детство Гарри Салливана (американский психолог и психиатр) проходило в маленьком городке, а затем на ферме неподалеку, было очень одиноким, у него практически не было друзей, а все его братья и сестры умерли еще в младенческом возрасте. С детства Гарри был свидетелем напряженных родительских отношений, в которых практически не оставалось места для близости, в том числе и с ним. Бездонный трагизм одиночества и неопровержимое значение коммуникации были восприняты им непосредственно из жизненного опыта. Позже коллеги будут отмечать его удивительные(!) способности находить контакт и достигать понимания самых замкнутых и труднодоступных пациентов. Он, автор концепции межличностной психиатрии. Ее основу составляет тезис о роли межличностных отношений в формировании личности и процесса ее развития. При этом задача воспитания сводится к социальной адаптации человека. Личность по Салливану определяется как "относительно устойчивая модель повторяющихся межличностных ситуаций, характеризующих человеческую жизнь". Личность нельзя изолировать от интерперсональных отношений, человек всегда член "социального поля" и может быть понят только в этом контексте. Ребенок вступает в межличностные отношения уже с момента рождения под влиянием потребностей - органических, потребности в нежности, стремления освободиться от беспокойства, возникающего от недоброжелательного отношения. В ходе этих отношений складывается персонификация, т.е. образ человека (себя и других). Персонификации, сложившиеся в раннем детстве, в последующем определяют все отношения человека к другим людям. Источником активности, по Салливану, является энергия, свойственная организму изначально. Все психические процессы, все приобретенные привычки и формы поведения являются способами трансформации энергии и называются им "динамизмами". Он считал, что нарушения межличностных отношений лежат в основе душевных заболеваний . "Это утверждение относится и к психозу, и к неврозу, поскольку внутрипсихические конфликты изначально являются межличностными конфликтами, становящимися внутрипсихическими тогда, когда первоначальные противники - обычно родители - участвующие в этих конфликтах, интернализируются”.

Абрахам Маслоу не был психотерапевтом, но был психологом. Рожденный в семье эмигрантов, был отчужден от матери и боялся отца. Жил в Нью-Йорке, в квартале где поселялись люди разных наций. Маслоу имел ярко выраженную еврейскую внешность и хорошо познал что такое антисемитизм. Его жестоко избивали итальянские и ирландские мальчишки. Он был дистрофичен, одинок, застенчив и подавлен. Имея такой адский опыт Абрахам впоследствии стал тем, кто внес понятие “пикового переживания” в психологию . Этот термин означает важный момент в жизни человека, когда он испытывает глубокое чувство чего-то чудесного и непреходящего. В результате переживания человек обычно чувствует себя обновленным и духовно преображенным. Такое пиковое переживание может произойти когда человек слушает музыку, занимается творческой деятельностью или испытывает влюбленность. Он утверждал, что люди в наибольшей степени реализующие свой потенциал, испытывают пиковые переживания чаще, чем среднестатистический человек. Одно такое переживание способно полностью изменить жизнь и мировосприятие человека. В терминах психоанализа, в пиковых переживаниях происходит синтез принципа удовольствия с принципом реальности, здоровый регресс способствует объединению личности в одно целое на всех уровнях. Пиковые переживания это процесс самоактуализации, где человек может увидеть себя во всей полноте, высвободить творческие способности, спонтанность, экспрессивность, устранить невротические симптомы,

Карл Юнг Его детство было не слишком счастливым, он был предоставлен сам себе. Однако от дурной компании Юнга спасло то, что он обладал очень ярким воображением и богатым внутренним миром. Ещё в детстве будущего психолога заинтересовал вопрос поведения людей, но не каких-то гипотетических личностей, а весьма конкретных – родителей, учителей, друзей. Пытаясь понять слепую веру отца в Бога, Карл противопоставлял церковным догмам собственные представления о высшем разуме и высшей силе.

Франсуаза Дольто Ключевым словом в работе Франсуазы Дольто было “умение слушать” . Еще будучи ребенком, Франсуаза четко знала, что хочет стать “врачом-воспитателем” и лечить детей, страдающих от “непонимания взрослых” . Она основала собственную психоаналитическую школу и высказала предположение о связи детских заболеваний с психомоторикой. В одной из книг Франсуаза Дольто приводит в качестве примера заболевание брата. Врач прописал мальчику строгую диету. Уже тогда Дольто удивилась, почему доктор так однобоко подошел к лечению брата, у которого резко заболел живот. Ведь стоило более подробно расспросить домочадцев, что происходило в доме в последнее время. Он бы узнал, что няня поругалась с кухаркой и именно после этого мальчик заболел. Позднее это приведет ее к мысли, что отклонения в поведении детей вызваны проблемами в семье, одну из которых можно описать так: РЕБЕНКА НЕ СЛЫШАТ .

Взрослый должен быть другом ребенку, как была сама Франсуаза Дольто. Она работала так, чтобы дети могли говорить с ней “в полном доверии, не боясь, что то, что они скажут, может быть повторено взрослым”. В ходе своей многолетней аналитической практики, а также благодаря детским консультациям в медицинских центрах, Дольто создаст собственный метод работы с детьми. Она отстаивает право на уважение желания каждого, даже самого маленького ребёнка, при этом не подразумевая под этим удовлетворение всех его просьб и чаяний.

Маленький ребенок проявляет самостоятельность уже в том, что родился. Дольто пишет: “это самостоятельное желание исходит от крохотного человека, которое необходимо уважать, как желание любого взрослого”. Одна из сфер обязанностей родителей — объяснить малышу, пришедшему в этот мир, законы и постулаты жизни. При этом на каждом этапе физического и психического взросления ребенка встречаются моменты, когда малыш сталкивается с ограничениями своих желаний, с невозможностью их реализации. Именно тогда ребенок узнает слово “нельзя”, но запрет накладывается не на желания, а на способы их реализации. Правда, окружающий социум не остается в долгу — он предлагает малышу свои, наработанные веками способы.

ВЫВОД. Мы лечим* других с помощью своих собственных ран. Психологи/астрологи/терапевты это люди, которые по ряду причин должны были стать в детстве целителями, и в первую очередь для своих семей или себя. Благодаря собственной борьбе с проблемами они развили эмпатию и креативность по отношению к другим, сострадание. Те, кто переживал эффекты пагубного опыта, но пережил все это, смогли трансформировать свой опыт в то, что способствовало их росту и профессиональному развитию. Чувствование других, талант сострадания, умения понимать людские проблемы это то качество, которым должен обладать хороший психолог/астролог/терапевт. Хорошо если бы он* обладал эмпатией – способностью понимания желаний, чувств, идей, действий другого, понимал и принимал актуальное и эмоциональное состояние индивида. Ведь эмпатичный человек настолько проникается чувствами другого, что временно отождествляет себя с собеседником, как бы растворяется в нем. Есть и другая сторона эмпатии в работе психолога, но о ней в другой раз.

Все что было выше написано еще раз доказывает нам то, о чем писал Юнг - только “раненый целитель” исцеляет. Если вы обеспокоены своей раной или своим чувством некого отличия от окружающих вы склонны использовать свою данность для исцеления других. Переживание внутреннего кризиса и связанные с ним пиковые события резко изменяют жизнь к лучшему или худшему. Однако некоторым людям в критических ситуациях свойственно мгновенно собираться. Тогда, в жизни таких людей могут происходить удивительные на первый взгляд вещи, даже мистические. Человек начинает процесс некой трансформации. Можно сказать что ему открывается что-то сугубо личное, потаенное. Пройдя свой собственный путь и собрав опыт методом проб и ошибок, найдя свою стезю, свое место, свою индивидуальность в работе психолога/астролога/терапевта вы сможете по максимуму реализовать себя и помочь другим.


По материалам книги Ролло Мея "Раненый целитель" и др. интернет-ресурсов


Оставить отзыв

Всего отзывов: 17 | Смотреть все отзывы
  Внимание! Только для зарегистрированных на форуме Окулуса пользователей! 

Зарегистрироваться

 
 - форматирование выделенного текста
Ник на форуме
Пароль на форуме
Текст
 




   

Инструкция для тех, кто пользуется транслитом