окулус | блоги | tamta rot | колесо года | триумф луга. ламмас/ лугнасад

Триумф Луга. Ламмас/ Лугнасад

Лугнасад, ранней осени зов,
Лугнасад, пир людей и богов,
Лугнасад, веселей провожай
Невиданный урожай…



Cледом за Колесом Года мы вновь добрались до Кануна августа, праздника Ламмас (Lammas) или Лугнасад (Lughnasadh)…

«Брэнд» Lammas Day произошел от староанглийского «hlaf-mas», т.е. «месса каравая» — тут все ясно, речь идет о празднике первой жатвы. Родился он в пору раннего средневековья и связан с процессом христианизации местного населения.

Сам феномен праздника значительно старше и восходит к истории кельтов. Его древнее языческое название Лугнасад или Лунаса пришло из ирландского гэльского и переводится как «игры» или «собрание в честь Луга». Есть еще версия «свадьба Луга», но она менее популярна.

Луг — одна из центральных фигур не только августовского саббата, но и всего пантеона кельтских божеств со всей его сложной системой. Свое учение друиды принципиально передавали только лишь в устной традиции. Поэтому религиозная доктрина кельтов с разрушением древней цивилизации исчезла, не оставив о себе достаточно надежных свидетельств.

Воссоздание ее основано на артефактах, ирландских сагах, дополнено параллелями с традициями соседей, и теми немногими античными текстами, сведения которых о кельтских богах скупы. Например, известно то, что Цезарь в «Записках о Галльской войне», называет Луга Меркурием, всеми почитаемым божеством, изобретателем искусств, покровителем дорог, путешествий и торговли…



Почему же именно ему, Лугу посвящен праздник плодородия и королевской власти? Делюсь награбленным, а точнее аргументированными соображениями.

Происхождение Луг ведет от Балора, короля фоморов, «отвратительных исполинов и монстров», наиболее опасной и могущественной демонической «группировки» кельтского пантеона. Внешность их, судя по преданиям, была жутковатой: многие из них были одноногими, однорукими и одноглазыми. Причиной тому служило, возможно, то обстоятельство, что каждый из демонов, терроризировавших в те сказочные времена Ирландию, успевал одновременно наполовину находиться в Мире Ином.

В одной из саг упоминается о том, что подобный магический прием использовал позднее и сам хитромудрый Луг: божественный предводитель ирландцев обходил свое воинство «на одной ноге и прикрыв один глаз». Ген пальцем не раздавишь, однако.

Но не буду забегать вперед, ибо мифологема Путешествия Героя, а в нашем случае Луга, всегда имеет определенный сценарий.

Итак, в свое время могущественному Балору друиды предсказали смерть от руки пока еще не родившегося внука. Единственным его ребенком была юная Этлин.

Балор решил обмануть судьбу и запер дочь в высокой хрустальной башне на острове. Мало того, он поручил ее опеке двенадцати нянек, которым было строго настрого наказано позаботиться о том, чтобы девочка не только не увидела ни единого мужского лица, но и вообще, чтобы не знала, что на свете живут существа другого пола. Принцессе ничего более не оставалось, как вырасти в этой башне невероятной красавицей.

В то время в Ирландии жили три брата, один из которых владел волшебной коровой, дающей какие-то совершенно невероятные удои. Звали его Киан.

Король фоморов решил завладеть уникальной коровой, и с помощью магии и обмана ему это удалось.



Киан был тоже не прост и решил отомстить подлому фомору. За помощью он пошел к дриаде по имени Бирог. Вдвоем с Кианом, облаченным в женскую одежду, дриада перенеслась через море прямо на остров. Нянькам, охранявшим девственность Этлин, она поведала, что они, две несчастные странницы потерпели кораблекрушение, и… попросила убежища. «Обеих» пустили в башню. А дальше все пошло как по маслу, вернее по законам жанра — «вы привлекательны, я чертовски привлекателен…», т.е. пока няньки, загипнотизированные дриадой, спали, Киан сумел добиться расположения Этлин.

Затем Киан и Бирог исчезли. В положенный срок принцесса разрешилась от бремени тремя сыновьями.

Балор в ярости приказал утопить невинных младенцев в море. Двое из них были утоплены, а третьего нерадивый слуга уронил в мелкий залив. Его спасла все та же жрица Бирог и перенесла в дом папаши Киана, который в свою очередь передал его на воспитание своему брату-кузнецу.

Кузнецы, как правило, маги и колдуны, брат Киана исключением не был. Мальчик выучился у дяди кузнечному делу и всем-всем-всем ремеслам, мыслимым и не очень. Этим мальчиком и был Луг …

Изобретательный «бастард», ремесленник и поэт, арфист и воин, целитель и шахматист(!), обладающий всеми чертами трикстера, с подачи прекрасного иллюстратора многих колод Дж. Гауденци появляется перед нами в образе сметливого ловкого Мага в Таро Кельтов.

Со временем, кстати, в более поздних сагах бог Света превратился в гнома, хранителя подземных кладов и … искусного сапожника. И как тут не вспомнить Мага из колоды Таро Гномов, сапожника Алепоса. Вернемся, однако, к кельтам.



Сага описывает явление Луга вождям Племени богини Дану, подчеркивая его солярную природу, словами «будто солнце взошло летним утром». И явился он как раз в то время, когда боги Племени Дану раздумывали, а платить ли дань проклятым фоморам…

Луг пришел им на помощь в образе верховного божества всех людских знаний и умений, а также искусств и врачевания. Его сила, мастерство, удача были безупречны, и талантам не было числа…

Это все панегирические красивости древних сказаний, дальше начинается эпический экшн. Вместо того чтобы согласиться покорно платить дань, Луг повел в бой Племена Дану и, напав на фоморов, оставил в живых лишь нескольких. И то лишь затем, чтобы несчастные могли сообщить своему хозяину о победе воинов Света над силами Тьмы, и о том, что отныне ни один фомор ничего никогда не получит …

В общем, эта победа обозначила триумф Луга и приход к власти новой генерации богов. «Многоискусному» богу Света удалось спасти от фоморов Ирландию. И «стал он править громом и клятвами, поэзией и ремеслами, а также и военными искусствами».

А Племена богини Дану воцарились в Ирландии и правили до прихода новых узурпаторов острова, Сыновей Миля.

Своего дедушку ловкий Луг все же убил… Правда, несколько позже и оружием более совершенным, нежели примитивные дубинки фоморов.

Речь идет о главном магическом атрибуте Луга, волшебном копье, перед которым «никто не мог устоять». Благодаря чему и получил прозвище «длиннорукого». С одной стороны, тут есть намек на то, что кельты обладали высокой ремесленной культурой, в особенности в металлургии. С другой стороны, прозвище объясняют солярной природой Луга, если принять метафорическое копье за луч солнца, прогоняющего силы Тьмы.



С тех пор ни один из кельтских праздников не носил такого размаха как Лугнасад. Это был ежегодный пир солярного Короля, благодетеля и кормильца, знаменовавший собой начало ранней осени и сбор урожая. Сбор племен для обсуждения дел и отправления культа жертвоприношения быков проходил на вершине холма. Хотя некоторые античные источники утверждают, что не только лишь быков приносили в жертву… Возможно, это оговор римлян, смотревших сверху вниз на остальной мир, но кто сейчас разберет. Игрища «настоящих ирландских парней» включали в себя конские бега, запускание колес, метание копий, камней и прочие забавы достойные потомков виртуозного Луга.

Лугнасад, вероятно, со временем стал еще и ритуальным торжеством в честь менее известной богини земли и плодородия Таилтине, приходившейся Лугу по преданиям приемной матерью или кормилицей. Tailtin происходит от слова «talam» и переводится как земля.

Возможно, глубинный смысл этой традиции заключался в том, что Племена богини Дану, а, значит, и Луг, были приняты землей Ирландии, которая встретила их, чужаков, как мать. А затем пришли Сыновья Миля, последние из мифических правителей Ирландии, и отвоевали себе кельтские земли. И «приемная мать» для прежних властителей в этот миг «умерла» .

Проигравшим битву Племенам богини Дану пришлось удалиться под землю и стать «народом волшебных холмов». Так что, вполне вероятно, что дары в виде урожая первых плодов, преподносились светлым богам именно в день поражения в память о них, прекрасных, одаренных и величественных. И боги эти, ушедшие в Сиды, в свою очередь, всегда заботились, и по сей день умудряются заботиться о плодородии почв «изумрудного острова» …

И, тем не менее, несмотря на минорный финал старой легенды, августовский саббат веселый праздник Света, праздник Хлеба и Жизни.

Он напоминает нам о том, как важно ощущать связь с Землей, потому что земные энергии отвечают за наше благополучие, жизненную стабильность и преуспевание.



Удачи и процветания вам!

Ваша © Tamta Rot


Оставить отзыв

Всего отзывов: 1 | Смотреть все отзывы
  Внимание! Только для зарегистрированных на форуме Окулуса пользователей! 

Зарегистрироваться

 
 - форматирование выделенного текста
Ник на форуме
Пароль на форуме
Текст
 




   

Инструкция для тех, кто пользуется транслитом