окулус | статьи | астропсихология | черная луна (лилит)

Черная Луна (Лилит)
Лилит в прозе

Anharmony

Есть у меня один любимый отрывок из, наверно, совершенно не являющегося какой-нибудь художественной ценностью произведения, написанного по фильму "9,5 недель". Но думаю, что он очень хорошо описывает отношения партнеров, в которых затронута Лилит, а также, наверно, Скорпион, Плутон или 8 дом.

"Есть два вида любви. Можно сказать, что их гораздо больше, - двадцать два, двести двадцать два, столько же, сколько влюбленных, - но на самом деле от участи не спрячешься. С одной любовью можно еще что-то сделать, с другой - ничего. Одна протекает мирно и счастливо, начинаясь знакомством в своем, уютном привычном кругу. Затем - медленное движение друг к другу, наилучшие пожелания близких, возрастающая взаимная приязнь и, наконец, привычка. Другая обрушивается внезапно, со всей катастрофичностью непрошенного счастья, со всем жаром мгновенного узнавания, - обрушивается, не щадя и не спрашивая, не дав ни опомниться, ни защититься от неизбежности.

Первая заканчивается благополучно, венчаясь венчанием или добропорядочными совместными уик-эндами с выездами за город или к общим друзьям. Так или иначе - этот поезд идет по графику. Вторая неуправляема, как бешенный экспресс без машиниста, рушит семьи, опрокидывает надежды, обо всем заставляя позабыть, на все блаженно махнуть рукой, - и никогда не доводит до добра. Мечтая о такой любви, мечтай обо всем, кроме благополучного финала, - ни к чему себя растравлять несбыточными надеждами. Рано или поздно любящие, вырванные каждый из своей жизни страстным, неумолимым притяжением, усталые и сломленные, вернуться на круги своя. Вокруг - мир, навсегда лишившийся красок; унылый пейзаж катастрофы, с корнем вывороченные деревья, клочья травы, остовы сметенных зданий под безнадежным бесцветным небом, которому уже не засиять.

Эта страсть не протекает безмятежно: в безмятежности нет страсти. Если судьба из милости заранее устранила барьеры, не обременив любящих семьями, нищетой или робостью, - любовь воздвигает препятствия сама себе, мучит, изводит, сводит с ума обещаниями невыносимого счастья, за одно мгновение которого двое беззащитных безумцев отказываются от всего, кроме друг друга. Мир становится враждебен им в ту же секунду, как на беду свою они впервые встречаются взглядами - на случайной вечеринке, на автобусной остановке, в убогом кафе на окраине.

Не ждите, чтобы благополучные любовники вызвали такую ненависть, - их проводят добродушным подмигиванием, поощряющей усмешкой. Но благополучные любовники не знают такой страстной, изводящей тяги друг к другу, заставляющей забывать о любых приличиях в баре, картинной галерее или мебельном магазине, - пусть смотрят, пусть видят, пусть завидуют втайне, ибо втайне о миге безумия грезит каждый.

Благополучных влюбленных тянет друг к другу, ибо их жизни изначально похожи. Так любят пастух и пастушка. Их сплачивает общая любовь - не друг к другу, а к покою, расчисленному бытию и надежной почве под ногами. Не так у внезапной, сумасшедшей любви, выбирающей жертв наобум. Принц и нищая, странствующий рыцарь и жена дровосека. У таких влюбленных - почти ничего общего, кроме какой-то одной, потаенной, самой болезненной струны, вроде книги, прочитанной обоими в детстве, или парка, мимо которого они бегали в школу. Их ничто не роднит, кроме единственной, никому не известной черты, - кроме которой, оказывается, ничего никогда не было.

Такая любовь срывает любые маски. Один всегда был повелителем, другая втайне - всегда жертвой. Их встречи коротки и случайны, ласки ненасытны, во время дневных разговоров или блужданий все напоминает им о ночах. Постель - их крепость, их дом, их последнее и единственное пристанище. Этого не было и не будет ни с кем другим - только сейчас, пока их страсть запретна и будущее неясно, хотя оба догадываются о худшем. Они знают, что судьба глядит за ними пристально, пристальней, чем за любовниками-друзьями, благополучными партнерами в обоюдно признанной игре.

Обреченные любовники знают, что время их коротко и будущее печально. Они торопятся прожить отпущенный миг так, чтобы обнищавшим, смирившимся, изломанным и опустошенным, им было что вспоминать.

Эта любовь изобретает свои словечки, клички, условные знаки. Она, как может отгораживается от мира, никого к себе не подпуская. Эта любовь - объект презрения и насмешки. Она опустошает и губит. Она калечит. Она сродни смерти. Двоим, предназначенным друг для друга, - лучше никогда не встречаться.

Но только это зовется любовью. Все остальное, что претендует на ее имя, - подделка для бедных, жалкий заменитель, утешение для тех, кого не задел ураган. Пусть себе думают, что любят. Мы знаем.

Ирина З.

Возможно, это один из ликов Лилит.

Но почему мы так склонны приписывать ее проявлениям вожделение и чистую физиологию? Ведь по сути Лилит - это то, что давно утрачено, непостижимо или недостижимо. Это - власть Несбывшегося, которая способна держать в напряжении и не оставлять надежды. К этому можно только прикоснуться и никогда - получить.

Помните, в "Бегущей по волнам"

А. Грин "Бегущая по волнам"

"Вокруг нее стоял отсвет, теряясь среди перекатов волн. Правильное, почти круглое лицо с красивой , нежной улыбкой было полно прелестной, нервной игры, выражавшей в данный момент, что она забавляется моим возрастающим изумлением. Но в ее черных глазах стояла неподвижная точка; глаза, если присмотреться к ним, носили впечатление грозного и томительного упорства; необъяснимую сжатость, молчание, - большее, чем молчание сжатых губ. В черных волосах ее блестел жемчуг гребней. Кружевное платье оттенка слоновой кости, с открытыми гибкими плечами, так же безупречно белыми, как лицо, легло вокруг стана широким опрокинутым веером, из пены которого выступила, покачиваясь, маленькая нога в золотой туфельке...

Все перелетело, изменилось во мне, и хотя чувства правильно отвечали действию, их острота превозмогла всякую мысль. Я слышал стук своего сердца в груди, шее, висках; оно стучало все быстрее и тише, быстрее и тише...

- Для меня там, - был тихий ответ, - одни волны и среди них один остров; он сияет все дальше, все ярче. Я тороплюсь, я спешу; я увижу его с рассветом. Прощайте! Все ли еще собираете свой венок? Блестят ли его цветы? Не скучно ли на темной дороге?

- Что мне сказать Вам? - ответил я. - Вы здесь, это и есть мой ответ. Где остров, о котором Вы говорите? Что Вам угрожает? Что хранит Вас?

- О, - сказала она печально, - не задумывайтесь о мраке. Я повинуюсь себе и знаю чего хочу...

Уже не совсем ясно я видел, как быстро и легко она бежала прочь, - совсем как девушка в темной и огромной зале..."

Anharmony, а ведь с моей Лилит в Рыбах вот такой полуфантастический образ ее вполне характерен. Это - в продолжение нашего с Вами разговора о проекциях…

Margo

Доброе утро!

Очень интересные темы по проявлению планетных влияний в литературе и живописи. Проза и стихи мне как-то ближе, хотя пришлось изучать живопись.

Видела недавно фильм, совершенно тупенький, но про Лилит. - Совершенно реальная женщина, конечно же с темными волосами и глазами, прекрасной, гибкой фигурой и животной грацией, могущая превращаться в кошку, и по фильму делала она так - находила мужчину, особенно счастливого в браке простым спокойным счастьем, соблазняла его (было похоже на насилие) и потом совокуплялась с ним до его полного истощения и смерти. Был у нее еще Хозяин; в астрологии вроде у Лилит нет хозяина, и творили они вместе ЗЛО.

Сущая ересь этот фильм; а как показана эта Лилит - гонятся мужчины за ней, ищут, страдают, как наркоманы, а в итоге боль и страдание, смерть. Для меня Лилит это скорее греховность и следование греху, за которым, действительно, смерть души.

Про текст из "9,5 нед.", такое я не читала, но, мне кажется, что это не Лилит, так как все чувства - сильное влечение - обоюдны, скорее это про то, как соединяются или в оппозиции ее (его) Венеры/Луны, Марсы/Плутоны, может у обоих Марсы в соединении с Венерами друг друга. Про Лилит в 8-м доме не знаю, вот Лилит мужа в моем 8-м доме сидит и в соединении с моей Венерой, так ничего подобного нет. А Лилит - это всегда бег за чем-то, но без цели, амок, но не взаимный, а одинокий.

Ирина З.

Вообще-то отрывок из "9,5 недель" у меня тоже вызвал ощущение - здесь Венеры, Марсы, Луны, Плутоны - но не Лилит. Потому как здесь уже все есть. И какое-то время будет. Пока не пойдет на спад.

Даже Венеры в таких отношениях постепенно передоверяют свои функции Лунам. Потому что это уже процесс отношений, а не их становление.

Лилит же оказывается всегда на самом пике переживаний. Когда останавливается сердце - от непреодолимого притяжения, восхищения, страха - чего угодно. Но это всегда грань.

Лилит включает Любовь, страсть; это самые сильные роли, сыгранные нами в жизни. Но это - роли одного дня, одной ночи, одной встречи. А дальше все идет по септенеру.

Александра

Забежала на одну минуточку. Вдруг осенило - может быть Лилит - это "Кармен" Проспера Мериме, подзабытого немного? Оперная конечно же ярче, но тут вроде как обсуждают прозу.

Майя

По поводу Лилит в прозе... - эта тема ярко отработана у Цвейга. Кто-то уже упоминал про "Амок"; вот мне кажется, это была Лилит. Внезапная, разрушающая, роковая встреча...когда она сожгла дотла...и даже будучи живым телесно, главный герой был мертв сердцем...от пережитого и, как мне кажется, заданного Лилит...

Ирина З.

Кармэн - точно. И "Амок" - те же ощущения.

Но почему я вспомнила о Грине (там, естественно, нет крайних проявлений страсти и вожделения), но есть динамика проявления "скрытого возбуждения, направленного на предметы воображения".

Вот это и есть проявление Лилит - сначала внутренняя неясная готовность к чему-то важному в жизни, потом властное притяжение конкретного образа - и формирование всех необходимых ситуаций, где развернется драма, трагедия или комедия.

Вот и в "Бегущей" три женских облика странным образом соединились в один, где несколько сюжетных линий, переплетясь, образовали узлы. И острота чувств и впечатление, которое "было разорвано собственной своей силой"; и последующее освобождение от наваждения, которое можно было сравнить "разве лишь с выходом из темных пещер на приветливую траву".

И выбор, который делает Гарвей, тоже укладывается в схему проявления Лилит - сформировавшийся образ держит властно и ищет повторения.

Кларисса Эстес "Бегущая с волками: архетип женщины в мифах"

(У дома палача. Запоздалая попытка снять башмачки)

Когда дикая природа почти уничтожена, в самых крайних случаях женщиной может овладеть шизоидная деградация и/или психоз [22]. Она может внезапно слечь в постель, отказывается вставать или слоняется по дому в халате, рассеянно оставляя в пепельнице горящие сигареты, или без конца плачет, не в силах остановиться, бродит по улицам немытым страшилищем, может внезапно бросить семью и удариться в бродяжничество. Она может испытывать тягу к самоубийству, может покончить с собой, случайно или намеренно. Но чаще всего такая женщина просто мертвеет. Она не чувствует себя здоровой или больной - она просто ничего не чувствует.

Что же происходит с женщиной, когда яркие краски ее души перемешиваются? Что произойдет, если смешать вместе пунцовый, сапфировый, топазовый? Художники знают. Если смешать яркие краски, получится цвет, который называют грязью. Но эта грязь не плодородна, а бесплодна, бесцветна, странно мертвенна, она не светится. Если художник развел на холсте грязь, ему приходится начать все сначала.

Это трудный этап - именно здесь приходится отрубить башмачки. Это больно - отрубить свою тягу к саморазрушению. А почему - никто не знает. Казалось бы, вырвавшись из неволи, пленник должен вздохнуть с облегчением. Казалось бы, он сразу ощутит вкус свободы. Казалось бы, он должен ликовать. Не тут-то было. Он охвачен страхом, он слышит стук зубов и обнаруживает, что сам издает этот звук. Он чувствует, что истекает кровью, хотя никакой крови нет. И все же именно эта боль, именно эта ампутация, когда, образно выражаясь, больше не на чем стоять, это отсутствие дома, куда можно вернуться, - как раз то, что необходимо, чтобы начать сначала, начать сызнова, вернуться к жизни, которую мы сами старательно и вдумчиво творим каждый день.

Да, больно оказаться отрезанным от красных башмачков. Но наша единственная надежда в том и состоит, чтобы одним ударом отсечь зависимость. Такая ампутация исполнена абсолютной благодати. Ноги снова отрастут, мы найдем свой путь, мы выздоровеем и в один прекрасный день снова станем бегать, прыгать и скакать. Но к тому времени будет готова наша самосотворенная жизнь. Мы скользнем в нее и поразимся: до чего же нам повезло - мы получили еще один шанс!

Возврат к жизни, сотворенной своими руками, - исцеление поврежденных инстинктов

Когда сказка заканчивается так, как эта, - смертью или увечьем главного действующего лица, - мы спрашиваем: а могла ли она закончиться иначе?

Для души хорошо иметь промежуточную станцию, стоянку, условленное место, где, спасшись от голода, можно отдохнуть и прийти в себя. Год-другой - совсем не много для того, чтобы оценить повреждения, поискать руководства, поправить здоровье и подумать о будущем. Год или два - короткий срок. Одичавшая женщина - это женщина, которая возвращается к себе. Она учится пробуждаться" быть внимательной, расставаться с наивностью, неосведомленностью. Она берет жизнь в свои руки. Чтобы заново освоить глубинные женские инстинкты, важно для начала понять, как они оказались утраченными.

Что бы ни потерпело урон - ваше искусство, слова, образ жизни, мысли или идеи, - если вы сами запутались в своем рукоделии, разрежьте путы и покончите с ним. За страстями и желаниями, за тщательно продуманными методами, которые мы любим обсуждать и оговаривать, есть простая дверь, которая ждет, чтобы мы вошли. За ней - то, что даст нам новые ноги. Идите туда, а если понадобится, ползите. Перестаньте болтать и изводить себя. Вперед!

Мы не можем выбирать ту, кто производит нас на свет. Мы не можем влиять на то, как нас воспитывают. Мы не можем заставить общество мгновенно стать радушным. Но благая весть заключается в том, что даже после травмы, даже в одичавшем состоянии, даже, если уж на то пошло, еще находясь в неволе, мы можем получить свою жизнь обратно.

Психологический план возврата души себе самой таков: примите предельные меры предосторожности, чтобы вернуться к дикой Самости постепенно. Создайте этические и защитные приспособления, которые дадут вам возможность увидеть, когда что-то превысит норму (как правило, когда чего-то недостает, вы улавливаете это очень чутко).

Итак, возвращаться к дикой и свободной душе следует смело и в то же время осмотрительно. Мы, психоаналитики, любим говорить: чтобы быть целителем/помощником, важно знать не только что нужно делать, но и чего не нужно делать. Такая же осторожность нужна и когда возвращаешься из неволи к первозданной дикой свободе. Давайте разберем это более подробно.

Приготовленные для дикой женщины ловушки, капканы и отравленные приманки зависят от культуры, которая ее окружает. Здесь я перечисляю те, что являются общими для большинства культур. Женщины, обитающие в иных этнических и религиозных условиях, дополнят их конкретными фактами. Образно говоря, мы составляем карту лесов, в которых живем. Мы отмечаем на ней, где водятся хищники, и описываем их повадки. Говорят, что волчица знает каждое живое существо на своей территории на много миль вокруг. Именно благодаря этому знанию она обладает преимуществом - жить максимально свободно.

Возврат утраченного инстинкта и исцеление поврежденного инстинкта - дело вполне достижимое, ибо инстинкт возвращается, когда женщина становится очень внимательной, когда она слушает, разглядывает и ощущает окружающий мир, а затем поступает так, как поступают другие, вкладывая в этот поступок все знания, умения и душу. Главное для такого возврата - возможность наблюдать действия других, чьи инстинкты в целости и сохранности. Постепенно умение слушать, смотреть и поступать образует единый процесс со своим внутренним ритмом, и вы повторяете его, пока не освоите вновь и не доведете до автоматизма.

Если нашу дикую природу кто-то травмировал или что-то травмировало, мы отказываемся лечь и умереть. Мы отказываемся считать эту рану нормой. Мы призываем свои инстинкты и делаем все необходимое. По своей природе дикая женщина сильна и талантлива. Но, будучи отрезанной от собственных инстинктов, она еще и наивна, привычна к насилию и изгнанию, к отсутствию матери. Любовники, наркотики, выпивка, деньги, слава и власть не могут до конца возместить нанесенный ущерб. Зато его может возместить постепенное возвращение к инстинктивной жизни. Для этого женщине нужна мать, "в меру хорошая" дикая мать. А теперь угадайте, кто только того и ждет, чтобы стать вам такой матерью? Дикая Женщина удивляется: что и почему так долго мешает вам быть с ней, быть с ней по-настоящему - не урывками, не когда вам это удобно, а постоянно.

Если вы стремитесь делать то, что цените, очень важно окружить себя людьми, которые безоговорочно поддерживают вашу работу. Ловушка и отрава - иметь так называемых друзей, которые страдают от тех же травм, но не имеют подлинного желания от них исцелиться. Такие друзья поощряют вас на вызывающие поступки, чуждые вашим естественным циклам, не согласующиеся с потребностями вашей души.

Одичавшая женщина не может позволить себе быть наивной. Возвращаясь к своей исконной жизни, она должна обозреть излишества скептическим взглядом и осознать, какова их цена для души, психики и инстинкта. Как волчата, мы помним капканы, их устройство и место, где они установлены. Именно так мы остаемся на свободе.

Несмотря ни на что, утраченные инстинкты не уходят, не оставив отзвуков и отпечатков чувства, поэтому, идя по их следам, мы можем вернуть их обратно. Даже зажатая в бархатном кулаке благопристойности и строгости, даже находясь на краю гибели от излишеств или только начав погружаться в них, женщина все еще слышит в своей крови шепот дикой Богини. Сказка о красных башмачках показывает, что даже в таких наихудших обстоятельствах можно исцелить самые поврежденные инстинкты.

Чтобы все это исправить, мы снова и снова возрождаем свою дикую природу; при этом каждый раз чаша весов склоняется в ту или другую сторону. Мы поймем, когда возникнет повод для беспокойства, потому что обычно равновесие расширяет нашу жизнь, а его отсутствие - сужает.

Одна из самых важных задач, которые мы можем решить, - научиться понимать жизнь - всю жизнь - как самостоятельный живой организм со своей дыхательной системой, восстановлением клеток, сменой кожи и отходами. Глупо ожидать от своего организма, чтобы отходы в нем накапливались не чаще, чем раз в пять лет. Нелепо думать, что, поев вчера, мы сегодня не проголодаемся.

Так же неразумно полагать, что, если мы однажды решили проблему, она останется решенной навсегда, что, раз что-то усвоив, мы навеки сохраним здравомыслие. Нет, жизнь - большой организм, разные части которого растут и уменьшаются с разной скоростью. Когда мы ведем себя как организм: работаем над своим развитием, пробираемся через la mierda, дерьмо, просто дышим или отдыхаем, - мы активно живем, мы совпадаем с циклами Дикой Женщины. Если бы мы понимали, что наша работа - продолжать работать, то стали бы гораздо активнее и гораздо спокойнее.

Чтобы удержать радость, иногда необходимо за нее бороться, необходимо стать сильнее, идти на все" сражаясь всеми доступными способами. Чтобы подготовиться к осаде, нужно научиться длительное время обходиться без многих удобств. Можно долго обходиться почти без всего, кроме радости, кроме все тех же самодельных красных башмачков.

Подлинное чудо индивидуации и возвращение Дикой Женщины заключается в том, что все мы начинаем этот процесс прежде, чем обретем готовность, наберем силу, наберем знания. Мы начинаем диалог с мыслями и чувствами, которые щекочут и грохочут внутри. Мы отвечаем, прежде чем выучим язык, прежде чем узнаем ответы, прежде чем точно выясним, с кем говорим.

Но Дикая Женщина проявляется в нас - как волчица, которая учит своих волчат охотиться и быть осторожными. Мы начинаем говорить ее голосом, смотреть ее глазами, мерить ее ценностями. Она учит нас посылать письмо о нашем возвращении тем, кто сродни нам.

Я знаю нескольких писательниц, у которых этот девиз висит над письменным столом. Я знаю одну, кто носит его с собой, сложив и сунув в башмак. Он взят из стихотворения Чарльза Симика и служит для нас главным руководством:

"Тот, кто рычать не умеет, стаю свою не найдет" .

Если вы хотите вернуть Дикую Женщину, откажитесь быть пойманной.

Используя инстинкты, отточенные для равновесия, прыгайте, где захочется, рычите, когда вздумается, берите, что есть, узнайте все, что можно; пусть ваши глаза светятся чувством, вглядывайтесь во все, видьте все, что видите. Пляшите в красных башмачках, только удостоверьтесь, что это те, которые вы смастерили своими руками. Могу вам обещать, что так вы станете по-настоящему живой женщиной.

 Екатерина

По поводу статьи Клариссы Эстес. Даже и не знаю, как это сформулировать... Писания американских психологов похожи друг на друга( вспоминается "Она", кажется, кто автор, правда, не вспомню). Я подумала - а чем? Обучение на психфаке дало плоды: наверное, сказывается школа бихевиоризма, представление, что душа человека - белый лист, на котором можно написать что угодно. Построить какие угодно теории, основанные исключительно на фантазии автора и не очень больших интеллектуальных и творческих способностях. Целая система жизни, высосанная из пальца... У меня конечно, уже шелелилось подозрение, что психология это лженаука.... Хорошо, конечно, что эти писания кому-то помогают. Но здесь, наверное, эффект попадания в нужное время...



предыдущая глава