----------- Нобелевская премия по литературе, 1976 г. Американский романист Сол Беллоу (настоящее имя Соломон Беллоуз) родился в Лашине, пригороде Монреаля (провинция Квебек). Он был младшим из четырех детей Абрама Беллоуза и Лизы (Гордон) Беллоуз, евреев из России, эмигрировавших в Канаду из Петербурга в 1913 г. В детстве, которое было <отчасти рубежом, отчасти польским гетто, отчасти средневековьем>, мальчик читал Шекспира и писателей XIX в., научился бегло говорить на четырех языках, воспитывался в традициях Ветхого завета. Его отец, занимавшийся перепродажей спиртных напитков контрабандистам, после переезда семьи в Чикаго в 1924 г. стал торговцем угля. В результате Б. из ортодоксального лашинского <штетла> становится жителем огромного столичного города. <В Чикаго я вырос и считаю себя прирожденным чикагцем>, - писал он позднее. Семья поселилась в Гумбольдт-парке, среди людей, говоривших на разных языках, где Б. и его школьные друзья из Тьюли-Хай-скул собирались каждую неделю в благотворительной школе при миссии, показывая друг другу свои сочинения. <Я и мои сверстники были буквально помешаны на литературе>, - вспоминает Б. После окончания школы Б. в 1933 г. поступает в Чикагский университет, однако <удушливая атмосфера> угнетает его, и спустя два года юноша отправляется в университет Норт-Уэстерн, где изучает антропологию под руководством Мелвила Дж. Гершковича и в 1937 г. получает степень бакалавра по социологии и антропологии. Проучившись несколько месяцев в аспирантуре университета штата Висконсин, Б. возвращается в Чикаго и начинает писать, одновременно он работает клерком в Федеральной рабочей комиссии, преподавателем в Педагогическом институте Песталоцци - Фробла, редактором Энциклопедии Британника. Во время второй мировой войны он служит в военно-морской пехоте и заканчивает свой первый роман <Человек между небом и землей> (), опубликованный в 1944 г. и написанный в форме дневника. Герой романа, призывник, ожидающий повестки в армию, - человек, к жизни совершенно не приспособленный, без всякого положения в обществе. Американский критик Эдмунд Уилсон положительно отозвался о <Человеке между небом и землей>, увидев в нем <одно из наиболее правдивых свидетельств настроения целого поколения, выросшего в период Великой депрессии и мировой войны>. С 1946 по 1948 г. Б. преподает в Миннесотском университете, пишет эссе, рассказы и небольшую повесть <Жертва> (, 1947), где рассказывается о домашних и религиозных неурядицах нью-йоркского журналиста. Хотя повесть и не получила того резонанса, который имел его первый крупный роман, Б. была вручена стипендия Гугтенхейма, позволившая ему с 1948 по 1949 г. работать над следующим романом, живя в Париже и Риме. Третий роман писателя, <Приключения Оги Марча> (, 1953), был удостоен Национальной премии по литературе и признан лучшей книгой года. В романе описываются похождения весьма колоритного искателя приключений, начиная с его детства в Чикаго и кончая зрелым возрастом, когда он промышляет на черном рынке в послевоенной Европе. <Оги Марч> знаменует собой первый по-настоящему крупный успех писателя. Избегая традиционного, хронологически выверенного повествования, Б. прибегает к таким приемам, как спор между главным героем и его внутренним голосом, пространные философские монологи, а также оживленные беседы между самыми различными людьми, которым приходится вести борьбу за существование в атмосфере колоритно описанной жизни большого города. <Замечательной авторской находкой является живой, претенциозный язык Оги>, - отмечает американский литературный критик Алфред Казин. <Поражают искрометное остроумие и эмоциональный размах, которые раньше не были свойственны Б.>, - считает американский поэт Джон Берримен. В 50-е гг. Б. преподает английский язык сначала в Принстонском университете, а затем в Бард-коллежде и пишет <Лови момент> (, 1956) - сборник, состоящий из трех новелл, одноактной пьесы и повести, давшей название всей книге. Герой повести Томми Уилхелм, полагавший, что легко нажитое богатство поможет ему выйти из <тоскливой и серой повседневности>, пытается <поймать момент> и вкладывает деньги в рискованное дело. Разорившись, Уилхелм попадает на похороны, где плачет от сознания того, что <все метания> кончаются не успокоением, а забвением. В статье, опубликованной в <Нью-Йорк таймс бук ревью> (), Казин назвал повесть Б. <на редкость трогательной книгой>, а английский писатель В.С. Притчет - <маленьким мрачным шедевром>. Спустя три года Б. выпускает роман <Хендерсон, повелитель дождя> (), рассказывающий о миллионере, который отправился в Африку, чтобы, как впоследствии определил сам Б., <вылечиться от страха смерти>. Разочаровавшись в нью-йоркской литературной жизни, кастовой и политизированной, Б. возвращается в Чикаго, в <истинную Америку>, где с 1962 г. живет постоянно. Вскоре писатель устраивается на работу в Чикагский университет членом межфакультетской комиссии по общественной мысли. После выхода в свет <Герцога> (, 1964) Б. вновь получает национальную премию за лучшую книгу года и становится первым американцем, удостоившимся Французской международной литературной премии. Герой этого романа, университетский профессор, пытается преодолеть отчуждение от самого себя и от общества. Блестящий эрудит, специалист по проблемам и язвам современного общества, Мозес Герцог борется с царящей в мире несправедливостью, а в результате принимает жизнь такой, как она есть. <Б. проявил себя не только самым интеллектуальным романистом своего поколения, - писал о <Герцоге> американский критик Филипп Рав, - но и писателем, наиболее последовательно анализирующим тему корней и эволюции. Кроме того, это, по-моему, лучший стилист из всех современных американских писателей>. Восторженно принятый критикой и читающей публикой, <Герцог> сразу же занял ведущее место в списке американских бестселлеров. Б. писал не только романы. В 1964 г. на Бродвее шла его пьеса <Последний анализ> (). Спустя три года, в 1967 г., Б. освещает арабо-израильский конфликт в качестве корреспондента газеты <Ньюсдей> (). Хотя <Воспоминания Мосби> (, 1968), сборник из шести новелл, и седьмой роман писателя <Планета мистера Саммлера> (, 1970) получили разноречивые оценки критики, Б. вновь получает в 1971 г. Национальную премию за лучшую книгу года - уже третью по счету. <Дар Гумбольдта> (, 1975) принес Б. международное признание. Сопоставляя судьбы двух американских писателей, преуспевающего и светского Чарлза Ситрайна и покойного поэта фон Гумбольдта-Флейшера (считается, что его прототипом служил американский поэт Делмор Шварц), Б. пишет о духовном авторитете художника в современном обществе, где превыше всего ценятся успех, слава и деньги. Хотя в <Даре Гумбольдта> <Б. в очередной раз демонстрирует свои незаурядные интеллектуальные и языковые возможности, идейный и художественный прицел романа сбит, - писал американский критик Роджер Шаттак. - Чарли Ситрайн слишком близок Б., поэтому отрицательного персонажа не получилось...> <Единственным по-настоящему серьезным недостатком <Дара Гумбольдта>, - заявил американский писатель и критик Джон Апдайк в <Нью-Йоркере>, - является то, что проблемы, которые интересуют автора, в романе не работают>. За этот роман Б. в 1 г. был удостоен Пулитцеровской премии. Б. получил Нобелевскую премию по литературе в 1976 г. <за гуманизм и тонкий анализ современной культуры, сочетающиеся в его творчестве>. Вручая премию, Карл Рагнар Гиров, представитель Шведской академии, отметил огромную роль Б. в развитии американской литературы <от так называемого <крутого> стиля к антигероическому>. <В результате, - продолжал Гиров, - получилось нечто совершенно новое, свойственное лишь одному Б. смешение <пикарескного> романа и тонкого анализа нашей культуры, острый сюжет... в сочетании с философским диалогом с читателем. И все это написано блестящим языком художника, способного проникнуть в суть внешних и внутренних коллизий, которые вынуждают нас действовать или, наоборот, бездействовать... Придавая значение местному колориту, фактографии, Б. дает человеку свободу, а тем самым и ответственность, желание действовать, веру в будущее>. В своей Нобелевской лекции Б. говорил о размывании героя в современной прозе, но при этом с иронией отозвался о тех интеллектуалах, которые <управляют искусством>. <Меня забавляет, когда эти высоколобые эссеисты пытаются подписать смертный приговор тем или иным литературным формам>, - добавил он, заметив, что <воображение само должно находить себе путь>. В век, когда литературные, философские и политические системы оказались бессильны помочь человеку, продолжал Б., <суть нашего бытия, его сложность, запутанность, его боль являются нам лишь в мимолетных впечатлениях, в том, что Пруст и Толстой называли <прозрением>. Роман находится в постоянном движении между миром объектов, поступков, явлений и миром <прозрений>, который приводит нас к пониманию того, что добро, к которому все мы стремимся и за которое перед лицом зла цепляемся, - это вовсе не иллюзия>. В год получения Нобелевской премии Б. опубликовал <В Иерусалим и обратно: личные впечатления> (<То Yerusalem and Back: A Personal Account>) - дневник, который писатель вел во время своего путешествия в Израиль в 1975 г. <Декабрь декана> (), роман, действие которого происходит в коммунистической Румынии и в среде американских ученых, появился в 1982 г. и в целом был неодобрительно встречен критикой. Спустя два года вышел сборник рассказов Б. <Простофиля и другие рассказы> (), который, по мнению некоторых критиков, знаменует собой возрождение таланта Б. В 1937 г. Б. женился на Аните Гошкин, у них родился сын Грегори. Второй женой писателя была Александра Шахбосова, которая в 1956 г. родила ему сына Адама. От брака со Сьюзан А. Глассман (1961) у Б. родился третий сын, Дэниэл. В настоящее время писатель женат на Александре Багдасар, приехавшей из Румынии и работающей преподавателем математики в Университете Норт-Уэстерн. Сам Б. чем-то напоминает своих литературных героев. Это типичный горожанин, седой, в изысканной фетровой шляпе, интеллигентный, остроумный, однако очень серьезно относящийся к жизни. У Б. есть не только почитатели, но и критики. Так, отмечая склонность писателя к постановке нравственных проблем, некоторые критики обвиняют его в неумении живописать характеры, особенно женские, в недостаточно энергичном развитии сюжета, преобладании эссеистского стиля. Хотя Б. нередко приходят в голову захватывающие идеи, <иногда его романы превращаются В монолог>, считает американский писатель Стивен Миллер, а американский критик Хью Кеннер однажды заметил, что следствием художественного метода Б. является роман, <смахивающий на черновой набросок диссертации>. Однако большинство критиков считает Б. одним из наиболее тонких американских писателей, разработавших такие универсальные темы, как борьба человека с самим собой, попытка устранить противоречия между индивидуальностью и обществом, нераспознаваемость реальности в иллюзорном мире, конфликт между надеждой и отчаянием. <Б. не только лучше всех в Америке пишет, - отмечал американский писатель и литературовед Ирвинг Хоу, - но и лучше всех соображает>.
|