окулус | базы данных

Астрологические исследования

Базы данных


Выбрать базу 
Выбрать по дате 

Выборка для 15 января по всем годам


Имя Дата Время Зона Место Широта Долгота Пол
Robert Silverberg
15.01.1935 21:15 -5 BROOKLYN, KINGS, NY 40N38 73W56
SCI-FI & FANTASY WRITER, EDITOR
PRODIGIOUS OUTPUT, OVER 70 NOVELS, 1ST STORY PUB 1954, AWARDED HUGO '56 & '69, NEBULA '69,'71,& '74

SADC : #7220
RODDEN RATING : A
DATA SOURCE : BLACKWELL Q HIM TO WALTER BREEN
NATIONALITY : AMERICAN
RACE : WHITE
MARRIED : 1
TIMEZONE : EST
LAST MODIFIED : 22.10.1994 15:44

ВИРТАНЕН (Virtanen), Арттури
15.01.1895 12:00 +1:39:52 Хельсинки, Финляндия 60.10.00.N 24.58.00. -
-11.11.1973
Нобелевская премия по химии, 1945 г.
Финский биохимик Арттури Илмари Виртанен родился в Хельсинки, в семье Серафимы (Изотало) Виртанен и Каарло Виртанен. Окончив классический лицей в Виипури (сейчас это российский г. Выборг), он поступил в Хельсинкский университет, где изучал химию, биологию и физику ив 1916 г. получил степень магистра естественных наук. В течение следующего года В. работал в Центральной промышленной лаборатории в Хельсинки, а затем вернулся в университет для подготовки докторской диссертации, которую защитил в 1919 г. В. продолжил свое обучение в качестве аспиранта в области физической химии в Цюрихе (1920) и бактериологии - в Стокгольме (1921). Начиная с 1919 г. он также работал химиком в лаборатории финской кооперативной сыроваренной ассоциации <Валио>, а в 1921 г. стал ее директором. К 1923 г. интересы ученого сконцентрировались в области биохимии, и 1923...1924 гг. он посвятил изучению энзимологии у Ханса фон Эйлер-Хельпина в Стокгольмском университете. В течение некоторого времени лаборатория ассоциации <Валио> работала над созданием более совершенных способов выращивания кормов для скота, особенно растений, связывающих азот. Азотные соединения имеют решающее значение для всех живых организмов. Главным источником азота служит атмосфера, однако атмосферный азот не может быть использован большинством растений и какими бы то ни было животными, если он не входит в соединения, способные усваиваться организмом. В число растений, которые могут связывать азот или образовывать такие соединения с использованием азота непосредственно из атмосферы, входят многие представители семейства бобовых, такие, как горох, клевер и соя. Эти растения обладают способностью в процессе гниения снова наполнять азотом истощенную почву. В них также в значительной степени представлены азотсодержащие питательные вещества, особенно аминокислоты (<кирпичики>, из которых строятся белки), поэтому они являются прекрасными кормами для молочных коров и другого домашнего скота. Осознав ценность подобных растений, В. в 1925 г. приступил к изучению происходящих в них биохимических процессов. В число вопросов, требующих ответа, входили вопросы о природе, местонахождении и деятельности бактерий, которые, как предполагали, играют определенную роль в фиксации азота. В. знал, что, когда из зеленых кормов, таких, как клевер и травы, заготавливают силос, они катастрофически быстро лишаются азота из-за естественного разложения бактерий и эти потери снижают питательную ценность кормов от 25 до 50 процентов. Соответственно теряло свои питательные свойства, особенно витамины А и B 12, молоко от дойных коров, которых зимой кормили этими кормами. Снижение качества зимнего молока и масла было общеизвестно. Изучив более ранние работы, в которых шла речь о химическом аспекте ухудшения качества силоса и способов его хранения, В. обнаружил, что в них отсутствует четкая, обоснованная теоретическая база. Более того, не были должным образом определены и питательные характеристики кормов. Экспериментальным путем В. доказал, что ухудшение качества силоса может быть в значительной степени замедлено или вовсе прекращено, если добавить в корм соляную и серную кислоты. Более того, путем изменения кислотности силоса ученому удалось поставить под контроль химические реакции, которые вели к разрушению содержащихся в кормах белков и витаминов. В результате проделанных опытов были установлены максимальный, минимальный и оптимальный уровни кислотности при обработке силоса. Биопсия тканей коров, которых кормили обработанным таким образом силосом, показала, что такое питание животных не приводило ни к каким вредным последствиям, молоко же получалось более высокого качества, выгодно отличаясь не только своими питательными свойствами, но и на вкус. Этот метод, названный АИВ-методом по инициалам ученого, был впервые применен во многих европейских странах и - в несколько измененном виде - в США. В 1931 г. В. был назначен директором Биохимического научно-исследовательского института в Хельсинки и одновременно стал профессором биохимии Финского технологического института. Продолжая исследовать фиксацию азота в растениях, он обнаружил, что красный пигмент легемоглобин подобен гемоглобину крови и играет важную роль в превращении азота, осуществляемом в корневых наростах. В 40-е гг. в его лаборатории в Хельсинкском университете проводилась работа по изучению биохимии более сложных растений, которая привела к получению многих аминокислот и уточнению их химической структуры. Известность В. принес созданный им АИВ-метод. В 1945 г. ученому была присуждена Нобелевская премия по химии <за исследования и достижения в области сельского хозяйства и химии питательных веществ, особенно за метод консервации кормов>. <Я считаю, что мне повезло, - сказал В. в своей Нобелевской лекции. - Я не только работал в такой интересной области, но и кое-чего в ней достиг>. После получения Нобелевской премии В. активно продолжал научно-исследовательскую деятельность. Занимая ответственный пост директора Биохимического научно-исследовательского института, он в 1948 г. стал одновременно президентом Государственной академии наук и искусств Финляндии. В 1958 г. В. приступил к изучению возможностей получения молока от дойных коров, содержащихся на небелковой диете. Опираясь на данные, полученные им при изучении бактерий, связывающих азот, ученый предположил, что пищеварительная система коровы вполне способна синтезировать обнаруженные в молоке аминокислоты из азотных соединений, содержащихся в мочевине и солях аммония, а не из богатых белками кормов. Эта гипотеза была экспериментально подтверждена в 1961 г. В 1920 г. В. женился на Лилии Мойзио. У супругов родились два сына. Умер ученый в возрасте 78 лет в Хельсинки. В качестве одного из ведущих финских ученых В. представлял свою страну в Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН. Помимо Нобелевской премии, он был удостоен многих наград, включая почетные степени университетов Лунды, Парижа, Гессена и Хельсинки.

Гор Геннадий(Гдалий)
15.01.1907 12:00 +0 Ulan-Ude, Burjatija, Russia 51.50.00.N 107.37.00.
Писатель-фантаст.
Дата смерти- 06.01.1981.

КИНГ (King), Мартин Лютер
15.01.1929 12:00 -6 CST Атланта, Джорджия, США 33.44.56.N 84.23.17
-04.04.1968
Нобелевская премия мира, 1964 г.
Американский священник и борец за гражданские права Мартин (первоначально Майкл) Лютер Кинг родился в Атланте (штат Джорджия), в семье пастора баптистской церкви он был старшим сыном. Когда мальчику было шесть лет, отец изменил его и свое имя на Мартин. Мать К., Алберта Кристина Уильяме, до замужества преподавала в школе. Детство К. пришлось на годы Великой депрессии, однако рос он в благополучной семье среднего достатка. Обучаясь в начальной школе Дэвида Т. Говарда и средней школе Букера Т. Уошингтона, К. значительно опередил сверстников, т. к. прошел программу самостоятельно. В 1944 г., не окончив средней школы, он сдал экзамены и поступил в колледж Морхауса для цветных в Атланте. Тогда же он стал членом Национальной ассоциации прогресса цветного населения (НАПЦН). В 1947 г. К. принял сан и стал помощником отца в церкви. Окончив колледж со степенью бакалавра социологии в 1948 г., К. поступил в Теологическую семинарию Крозера в Честере (штат Пенсильвания) и в 1951 г. получил в ней степень бакалавра богословия. Назначенная ему стипендия позволила поступить в аспирантуру Бостонского университета, где в 1955 г. К. защитил диссертацию на тему «Сравнительный анализ концепций Бога в системах Пауля Тиллиха и Генри Нельсона Вимэна», став доктором философии. Глубокое влияние на К. в эти годы оказали труды священника и реформиста Вальтера Раушенбуша, Георга Гегеля, Генри Торо, Эдгара Брайтмена, Пауля Тиллиха и Рейнгольда Нибура. «Попытки создания социального евангелия, - говорил К., - свидетельство христианской жизни». В 1953 г. К. женился на студентке Коретте Скотт, у них родилось двое сыновей и две дочери. Священником баптистской церкви на Декстер-авеню в Монтгомери (штат Алабама) К. стал в 1954 г., исполняя там обязанности до января 1960 г., когда вновь соединился с отцом в Эбинизерской церкви. В Монтгомери К. организовал комитеты социальных действий, собирал средства для НАПЦН, входя в состав местного исполнительного комитета этой ассоциации. После инцидента с Розой Парке (швея была арестована за отказ уступить место в автобусе белому пассажиру) в декабре 1955 г. в Монтгомери создается Ассоциация совершенствования, и Кинг становится ее президентом. Сохраняя сомнения в отношении оправданности бойкота цветным населением автобусного транспорта Монтгомери, К. колебался, должен ли он принять этот пост, и согласился, вспомнив цитату из Торо: «Сотрудничать с порочной системой больше невозможно». Вечером 5 декабря К. произнес решающую, как он позже вспоминал, речь в своей жизни. «Сопротивлению нет альтернативы», - заявил К. собравшимся и выразил уверенность, что протест поможет отрешиться «от терпения, заставляющего соглашаться на меньшее, чем свобода и справедливость». Под руководством К. негритянская община бойкотировала транспорт Монтгомери 382 дня. В ноябре 1956 г. Верховный суд США признал закон о сегрегации в Алабаме неконституционным. В декабре черные и белые впервые пользовались автобусами совместно. К. приобрел общенациональную известность, в феврале 1957 г. его портрет появился на обложке журнала «Тайм». Движение за гражданские права середины XX в., к которому примкнул К., уходило корнями еще в предвоенные годы. НАПЦН и Конгресс расового равенства, такие рабочие лидеры, как А. Филип Рэндолф, предприняли ряд шагов в пользу равноправия негров. Кульминацией их достижений стал процесс 1954 г. «Браун против совета по делам образования Топеки». Верховный суд положил конец сегрегации в сфере образования, постановив, что раздельное обучение белых и черных порождает неравенство и, следовательно, противоречит 14-й поправке к Конституции США. Уникальный вклад К. в дело прав человека сделала возможным его приверженность принципам христианской философии. Примером для себя К. считал деятельность Махатмы Ганди, лидера движения пассивного сопротивления, благодаря которому Индия освободилась от британского господства. «Философия ненасильственного сопротивления Ганди, - заявил К. однажды, - единственный метод, оправданный в борьбе за свободу». Бойкот в Монтгомери, во время которого дом К. был взорван, а сам он арестован, сделал его героем негритянской общины США. В январе 1957 г. негритянские лидеры юга создали союз церковных организаций за гражданские права под названием «Конференция руководства христиан юга» (КРХЮ), где К. был избран президентом. В это же время К., признанный защитник прав цветного населения, написал книгу «Шаг к свободе. Рассказ о Монтгомери» («Stride Toward Freedom: The Montgomery Story»). В сентябре 1958 г., при раздаче автографов в Гарлеме, он был ранен ножом в грудь психически больной женщиной. Используя КРХЮ в качестве базы, К. организовал ряд кампаний за гражданские права, нацеленных на уничтожение сегрегации на транспорте, в театрах, ресторанах и т.д. Он путешествовал по всей стране, читая лекции, причем 15 раз подвергался аресту. В 1960 г. по приглашению премьер-министра Джавахарлала Неру он провел месяц в Индии, где углубил знакомство с деятельностью Ганди. В марте - апреле 1963 г. К. возглавил массовые демонстрации в Бирмингеме (штат Алабама) против сегрегации на производстве и в быту, одним из лозунгов было создание комитетов граждан различных рас. Полиция разгоняла демонстрантов (среди которых было много детей) с помощью собак, водометов и дубинок. За нарушения запрета на демонстрации К. был арестован на 5 дней. В это время он написал «Письмо из бирмингемской тюрьмы» белым религиозным деятелям города, которые упрекали его за «неблагоразумные и несвоевременные действия». «На самом деле время не имеет никакого значения, - писал К. - Прогресс человечества отнюдь не катится на колесах неизбежности. Он наступает вследствие неустанных усилий людей, творящих Божью волю, без которых время становится союзником сил застоя в обществе». Несмотря на периодические вспышки, напряженность в Бирмингеме смягчилась, когда белые и черные лидеры достигли соглашения о десегрегации. В 1963 г. К. совместно со своим заместителем Ральфом Эбернати, основателем Конгресса расового равенства Байярдом Рустином и другими лидерами организовал крупнейшую в истории США демонстрацию за гражданские права. 28 августа около 250 тыс. белых и черных собралось в Вашингтоне, когда в конгрессе США обсуждалось законодательство о гражданских правах. В тот же день негритянские лидеры совещались с президентом Джоном Ф. Кеннеди. Позже на ступенях Мемориала Линкольна К. произнес речь, в которой выразилась вера в братство людей, речь стала широко известна под названием «У меня есть мечта» - эти слова звучат в тексте речи рефреном. Книга К. «Почему мы не можем ждать» («Why We can't wait») была опубликована в 1964 г. В мае - июне того же года К. вместе с членами КРХЮ участвовал в демонстрациях за интеграцию жилищного фонда, проводившихся в Сент-Огастене (штат Флорида). Через месяц президент Линд он Б. Джонсон пригласил его в Белый дом, где К. присутствовал при подписании билля о жилищах, ставшего частью закона 1964 г. о гражданских правах. Закон запрещал сегрегацию в общественных местах и на производстве, в условиях труда и зарплате. В конце года К. была присуждена Нобелевская премия мира. Во вступительной речи представитель Норвежского нобелевского комитета Гуннар Ян отметил: «Хотя Мартин Лютер Кинг непричастен к международным делам, его борьба служит делу мира... В западном мире он был первым, кто показал, что борьба не обязательно подразумевает насилие». В своей Нобелевской лекции К. говорил: «Ненасилие означает, что мой народ все эти годы терпеливо переносил страдания, не причиняя их другим... Это значит, что мы не испытываем больше страха. Но из этого не следует, что мы хотим устрашить тех или других или даже общество, частью которого мы являемся. Движение не стремится освободить негров за счет унижения и порабощения белых. Оно не хочет победы над кем бы то ни было. Оно желает освобождения американского общества и участия в самоосвобождении всего народа». В марте 1965 г. К. организовал марш из Селмы (штат Алабама) в Монтгомери под лозунгом предоставления избирательных прав, однако сам в марше не участвовал. После того как демонстранты подверглись нападению дорожной полиции, К. призвал к новому маршу. В нем участвовало более 3 тыс. белых и черных демонстрантов, и более 25 тыс. присоединилось к ним по дороге. У стен Капитолия в Монтгомери с речью к собравшимся обратился К. 6 августа президент Джонсон подписал закон об избирательном праве, К. был приглашен в Вашингтон и присутствовал на церемонии подписания. Оставаясь противоречивой фигурой, К. имел много врагов - не только на юге, но и в других частях страны. Наиболее влиятельным критиком К. был, очевидно, директор Федерального бюро расследований (ФБР) Эдгар Гувер, который называл его коммунистом, предателем и глубоко аморальным человеком. Когда К. обвинил агентов ФБР в непринятии мер по жалобам в Олбэни (штат Джорджия), объясняя это их южным происхождением, Гувер не постеснялся назвать негритянского деятеля «самым отъявленным лжецом в стране». ФБР прослушивало телефоны К. и КРХЮ, собрало обширное досье о личной и общественной жизни К. В нем, в частности, нашли отражение внебрачные связи К. во время поездок по стране. В 1967 г. К. издал книгу «Куда мы пойдем отсюда?» («Where do We go from here?»). В апреле он открыто высказался против войны во Вьетнаме. К. обратился с посланием к большому антивоенному митингу в Вашингтоне, стал сопредседателем организации «Священники и миряне, встревоженные событиями во Вьетнаме». В последние годы жизни внимание К. было привлечено не только к расизму, но и к проблеме безработицы, голода и бедности во всей Америке. Расширение кругозора обусловила необходимость поддержать радикальные круги негритянской молодежи во время беспорядков в гетто Уоттса, Ньюарка, Гарлема и Детройта, которые противоречили принципам ненасилия. К. стал сознавать, что расовая дискриминация тесно связана с проблемой бедности. Но программу по данному вопросу он создать не успел, чем объясняется неудача усилий по улучшению условий жизни в трущобах Чикаго в 1966 г. Однако в ноябре 1967 г. К. объявил о начале Кампании бедных людей, которая должна была завершиться в апреле 1968 г. сбором белых и черных бедняков в Вашингтоне. 28 марта 1968 г. К. возглавил 6-тысячный марш протеста в деловой части Мемфиса (штат Теннесси), целью которого была поддержка бастующих рабочих. Несколько дней спустя, выступая в Мемфисе, К. сказал: «Впереди у нас трудные дни. Но это не имеет значения. Потому что я побывал на вершине горы... Я смотрел вперед и видел Землю обетованную. Может быть, я не буду там с вами, но я хочу, чтобы вы знали сейчас - все мы, весь народ увидит эту Землю». На следующий день К. был ранен снайпером, когда стоял на балконе в мемфисском мотеле «Лоррэйн». От раны он скончался в госпитале Сент-Джозефа и был похоронен в Атланте. Деятельность К. изучает и продолжает Центр ненасильственных социальных изменений имени Мартина Лютера Кинга-младшего в Атланте. В 1983 г. конгресс США отклонил предложение отмечать день рождения К. в третий понедельник января. Однако 16 января 1986 г. бюст К. был установлен в Большой ротонде Капитолия в Вашингтоне - темнокожий американец удостоился такой чести впервые. 20 января 1986 г. нация отметила первый День Мартина Лютера Кинга.

СЁДЕРБЛЮМ (Soderblom), Натан
15.01.1866 12:00 +1:12:12 LMT Trono, Швеция 59.20.00.N 18.03.00
-12.07.1931
Нобелевская премия мира, 1930 г.
Шведский архиепископ Ларе Олоф Йонатан Сёдерблюм родился в Трене (провинция Хельсингланд), в семье священника Йонаса Сёдерблюма и Софии Блюме. Воспитываясь в благочестивой семье, где знания пользовались величайшим почетом, С. начал изучать с отцом латинский язык в пятилетнем возрасте. Еще в детстве он решил стать священником. Среднее образование С. получил в небольшом городке, после чего в 1883 г. поступил в Упсальский университет, где учился и его отец. Здесь С. изучал греческий, еврейский, арабский и латинский языки и получил степень бакалавра. Такая подготовка позволила ему заняться теологией и историей религии в университетской теологической школе. Приверженность С. к экуменизму, отличавшая его всю жизнь, проявляется уже в студенческие годы. На христианской студенческой конференции в 1890 г., в которой он принимал участие, С. услышал призыв к единству церквей мира. Взволнованный, он записал в дневнике: «Боже, дай мне смирение и мудрость для служения великому делу единства Твоей церкви». Укрепление экуменизма, предполагавшего преодоление сектантских разногласий ради единства церквей, стало задачей все его жизни. Получив степень по теологии в 1892 г., С. был рукоположен в пасторы лютеранской церкви. В том же году он опубликовал свою первую книгу о теологии германского реформатора Мартина Лютера. Прослужив некоторое время капелланом психиатрической больницы в Упсале, С. был назначен пастором шведской церкви в Париже. После того как его финансовое положение укрепилось, С. в 1897 г. смог жениться на студентке Упсальского университета Анне Форселл, в их семье родилось 10 детей. С. провел в Париже семь лет. Его приход посещали выдающиеся скандинавские художники, дипломаты, бизнесмены, в т.ч. Альфред Нобель, много жертвовавший церкви. Когда 10 декабря 1896 г. Нобель умер на своей вилле в Сан-Ремо (Италия), С. провел заупокойную службу. Вспоминая Нобеля, он говорил о его «могучем интеллекте, замечательных достижениях, умении поставить силы природы на службу человечеству». Окончив аспирантуру по теологии, а также истории религии в Парижском университете, С. получил степень доктора теологии. Его диссертация была посвящена идее загробной жизни в зороастризме - персидской религии, распространившейся в VI в. до н.э. Вскоре С. предложили кафедру теологии в Упсальском университете, и в 1901 г. он вернулся в Швецию. Вдохновленный зарубежным опытом и либеральной французской теологией, С. энергично принялся за дело. Он оставался в университете до 1914 г., причем в 1912...1914 гг. читал историю религии еще и в Лейпцигском университете. Одаренный ученый и педагог, С. подготовил у себя на родине теологический ренессанс. У студентов и коллег он стимулировал интерес к сравнительной религии, равно как к жизни и учению Мартина Лютера. Личное обаяние и могучий ум сделали С. популярным не только в университете, где на его лекции собирались толпы студентов, но и в церковной среде. Шведские университеты захватил интерес к религии, студенты даже основали журнал «Наш лозунг» («Var Losen») и организовали Центр христианских встреч. В качестве одного из учредителей Всеобщего мирового союза церквей за международное понимание С. готовил его сессию 1914 г. в Констанце (Германия), однако начало первой мировой войны заставило делегатов вернуться домой. Совместно с другими церковными деятелями С. попытался организовать экуменическую конференцию в 1917 г. и вновь потерпел неудачу, т.к. воюющие страны отказали в выдаче паспортов, прибыло лишь пять делегатов из нейтральных стран. Обнародованный ими манифест призывал к братству и миру, что стало темой одной из последующих работ С. Апеллируя к «глубокому внутреннему единству, которое объединяет всех христиан независимо от национальных и сектантских различий», документ призывал все церкви способствовать устранению международных разногласий путем переговоров и арбитража. После войны С. не оставил забот об экуменизме и мире. Благодаря его энергии и растущему престижу в Стокгольме была организована Всеобщая христианская конференция 1925 г., на которой присутствовало 600 делегатов из 37 стран. Римско-католическая церковь отказалась в ней участвовать, но представители русской православной и основных протестантских церквей прибыли. Под председательством С. делегаты обсудили единое экуменическое вероучение, проблему примирения различных теологических взглядов и достижения всеобщего мира. Делегаты избрали постоянный комитет для организации будущих заседаний. Результатом этой работы стало создание в 1948 г. Всемирного совета церквей. В ознаменование заслуг в достижении мира через религиозное объединение С. был удостоен Нобелевской премии мира 1930 г. В Нобелевской лекции он сформулировал три задачи, которые, по его мнению, должна решить церковь во имя мира: довести до сознания христиан, что религия требует придерживаться норм, закона и справедливости как от людей, так и от государств, проповедовать важность «сверхнациональной юридической системы» как средства решения споров между народами, превратить вооруженные силы в защитников мира. В заключение С. объявил об экуменическом конгрессе, который намечался на 1935 г. и должен был состояться в Лондоне. «Мы должны бороться за мир, против схизмы, против безумия страха против ненависти и несправедливости, - говорил С. - Мирная политика достигнет своей цели в той же мере, в которой Царство Божие завоюет сердца людей». Через год после получения Нобелевской премии С. был приглашен читать лекции в Эдинбурге. После первых десяти лекций, прочитанных в мае - июне, он вернулся в Швецию. С. скончался от сердечного приступа в Упсале 12 июля 1931 г.