окулус | статьи | классическая психология | исцеляющие возможности музыки

Исцеляющие возможности музыки

В холотропной терапии изменяющее ум действие дыхания сочетается с побуждающей музыкой. Подобно дыханию, музыка и другие виды звуковой технологии на протяжении тысячелетий использовались как мощнейшие составляющие обрядовых и духовных практик. С незапамятных времён монотонный барабанный бой, пение и другие виды звуковых техник были главным орудием шаманов в разных частях света. Многие доиндустриальные культуры независимо друг от друга развили барабанные ритмы, которые в условиях лабораторных экспериментов производили очень заметное воздействие на электрическую активность мозга (Jilek, 1974, Neher, 1961, 1962). Архивы антропологов, изучающих первобытные культуры, содержат неисчислимые примеры преобразующих методик необычайной силы, сочетающих музыку, пение и танцы.

Во многих культурах звуковые технологии во время проведения сложнейших церемоний использовались именно для целей врачевания. Целительные обряды навахо, проводимые подготовленными певцами по своей поразительной сложности сравнимы с.партитурами вагнеровских опер. Экстатические танцы бушменов Кунг из африканской пустыни Калахари обладают необычайной целительной силой, что было засвидетельствовано многими антропологическими исследованиями и кинофильмами. Целительные возможности обрядов синкретических религий Карибского бассейна и Южной Америки, таких, как кубинская сантерия и бразильская умбанда, признаются многими профессиональными психиатрами этих стран, хотя они и получили традиционное западное образование. Замечательные примеры эмоционального и психосоматического исцеления происходят и на собраниях христи-анских групп, использующих музыку, пение и танцы, таких как Укротители Змея или Народ Святого Духа, возрожденцы или члены Церкви пятидесятников.

Некоторые великие духовные традиции разработали звуковые техники, которые вызывали не только общее состояние транса, но и обладали более специфическим воздействием на сознание. Прежде всего, это тибетское многоголосое пение, священные песнопения различных суфийских орденов, индуистские бхаджаны и киртаны, а особенно древнее искусство нада-йоги или пути к единению через звучание. Индийские техники устанавливают конкретную связь между звуками особых частот и чакрами индивида. Посредством правильного применения подобного знания, становится возможным влиять на состояние сознания предсказуемым и желаемым образом. И это только несколько примеров широкого применения музыки с обрядовыми, врачебными и духовными целями.

В программе психоделической терапии Мэрилендского центра психиатрических исследований в Балтиморе мы использовали в качестве метода музыку и многое узнали о её необычайных возможностях для психотерапии. Тщательно подобранная музыка, по всей видимости, обладает особым значением в холотропных состояниях сознания, где выполняет несколько важных функций. Она приводит в движение чувства, связанные с вытесненными воспоминаниями, выводит их на поверхность и облегчает выражение. Она помогает открыть дверь в бессознательное, усиливает и углубляет ход излечения и предоставляет содержательную среду для переживания. Непрерывный музыкальный поток создаёт бегущую волну, помогающую субъекту продвигаться сквозь трудные переживания и тупики, преодолевать психологические защиты, отдавшись ей и позволяя процессу идти своим чередом. На сеансах холотропного дыхания, которые обычно проводятся в группах, музыка играет ещё и дополнительную роль, заглушая создаваемые участниками посторонние шумы и вплетая их в поток меняющихся ощущений.

Чтобы использовать музыку в качестве катализатора глубинного самоосвоения и работы переживания, необходимо научиться новому способу слушать музыку - такому, который нашей культуре чужд. На Западе мы часто используем музыку как звуковой фон, который почти не несёт эмоциональной нагрузки. В качестве типичных примеров можно назвать использование популярной музыки на приёмах или набившей оскомину фирменной или популярной музыки в лавках, магазинах и на рабочих площадках. Для более искушенных слушателей характерен совершенно иной подход - дисциплинированное и интеллектуализированное прослушивание музыки в концертных залах. Характерный для рок-концертов динамичный и стихийный способ использования музыки гораздо ближе к ее использованию в холотропной терапии. Тем не менее, всё внимание участников таких событий обычно направлено вовне, и переживанию не достаёт важнейшей составляющей, которая столь существенна в холотропной терапии и самоосвоении, - длительного направленного взгляда внутрь себя.

При холотропном дыхании важно полностью отдаться музыкальному потоку, позволить музыке резонировать во всём теле и откликаться на неё стихийно и непроизвольно, что включает такие проявления, которые немыслимы в концертном зале, где даже плачь или кашель могут вызвать возмущение. Здесь же каждому индивиду нужно давать полный выход всему, что бы ни вызывала музыка, будь то громкие крики или смех, детский лепет, звериные крики, шаманское пение или разговоры на чужих языках. Важно также не подавлять физические порывы, такие, как странное гримасничанье, чувственные движения тазом, сильная дрожь или судороги всего тела. Естественно, у этого правила есть исключения, ибо разрушительное поведение, направленное на самого себя и других или на физическое окружение, недопустимо.

Мы также рекомендуем участникам прекращать всякую умственную деятельность, включая попытки угадывать, кто написал эту музыку или из какой культуры она происходит. Другие способы уклониться от чувственного воздействия музыки заключаются в том, что привлекается профессиональная оценка - суждение об уровне игры оркестра, догадки о том, на каких инструментах играют музыканты, критическая оценка технического качества звукозаписи или музыкального оснащения комнаты. Но если нам удастся избежать подобных ловушек, музыка станет поистине мощным орудием вызова и поддержания холотропных состояний сознания. Поэтому у такой музыки должно быть высокое техническое качество и достаточная громкость для того, чтобы подгонять переживание. А сочетание музыки с учащённым дыханием обладает удивительной преобразующей силой.

Что же касается конкретного выбора музыки, то я лишь обозначу общие правила и дам несколько советов на основании нашего опыта.

По прошествии некоторого времени с начала сеансов терапевт или терапевтическая группа вырабатывают свой список излюбленных музыкальных произведений для разных стадий сеанса. Главное правило: по чувствам они должны соответствовать фазе, напряженности и содержанию переживаний участников, но не пытаться программировать их. Именно такой подход соответствует общей философии холотропной терапии, в частности, её глубокому доверию к мудрости внутреннего целителя, к коллективному бессознательному, к независимости и произвольности хода исцеления.

Очень важно использовать музыку, которая была бы мощной призывной и ведущей к благоприятным переживаниям. Мы стараемся избегать выбора резкой, диссонирующей и вызывающей тревогу музыки. Предпочтение должно отдаваться музыке высокого художественного уровня, не очень известной и имеющей не слишком насыщенное конкретное содержание. Следует избегать использования песен и других вокальных произведений на языках, известных участникам, которые могли бы своим словесным содержанием привнести какое-то конкретное сообщение или внушить особую тему. Когда применяются вокальные композиции, то они непременно должны звучать на иностранных языках, чтобы человеческий голос воспринимался как иной музыкальный инструмент. По той же причине предпочтительно избегать произведений, которые вызывали бы конкретные рассудочные ассоциации и могли бы запрограммировать содержание сеанса, таких, как свадебные марши Вагнера и Мендельсона или увертюра к опере Бизе "Кармен".

Как правило, сеанс начинается с активизирующей музыки, динамичной, плавной, эмоционально приподнятой и ободряющей. По мере продолжения сеанса музыка постепенно нарастает по напряженности и доходит до очень сильных мест, вызывающих транс, в идеале взятых из обрядов или духовных традиций разных коренных культур. Несмотря на то, что многие из таких исполнений могут оказаться также и эстетически приятными, всё же главной целью тех групп людей, что их создавали, было отнюдь не увеселение, а вызывание холотропных переживаний.

Через полчаса или же час после начала сеанса холотропного дыхания, когда переживание обычно достигает вершины, мы даем то, что называем "музыкой прорыва". Для этого момента выбирается музыка религиозная - мессы, оратории, реквиемы и другие мощные оркестровые произведения, за исключением звуковых дорожек из художественных фильмов. Во второй половине сеанса напряженность музыки постепенно ослабевает и мы вводим нежную, эмоционально волнующую "душевную музыку". Наконец, в завершение сеанса музыка становится успокаивающей, плавной, неритмичной и задумчивой.

Большинство практикующих холтропное дыхание собирают музыкальные записи и стремятся создать собственный излюбленный ряд для пяти последовательных фаз сеанса: 1) вступительная музыка, 2) преобразующая музыка, 3) музыка прорыва, 4) душевная музыка и 5) созерцательная музыка. Некоторые из них используют предварительно записанные музыкальные программы на весь сеанс, что овобождает помощников для работы с группой, но делает невозможным гибкое согласование подбора музыки с энергией группы. Таблица 5.1 перечисляет музыкальные произведения, которые чаще всего используются при холотропном дыхании и особенно популярны среди тех, кто практикует холотропное дыхание. Она основана на итогах опроса, который психолог Стивен Дайнен, дипломированный ведущий специалист по холотропному дыханию, провёл среди других практикующих.

Избранные музыкальные произведения
для холотропного дыхания.

(Основана на опросе, проведенном Стивеном Дайненом среди ХД-помощников)

Альбом: Исполнитель:
Nomad
Dorje Ling
1492
Globalarium
Passion
Dance the Devil Away
Feet in the Soil
Mission
Power of One
Last of the Mohicans
Egypt
Passage in Time
Antarctica
Deep Forest
Jiva Mukti
Legends of the Fall
Mustt-Mustt
Planet Drum
Shaman's Breath
Themes
Trancendance
X
All One Tribe
Baraka
Bones
Braveheart
Direct
Dynamic/Kundalini
Earth Tribe Rhythms
Music to Disappear In
Schindler's List
Tana Mana
Thunderdrums
All Hearts Beating
Closer to Far Away
Distant Drums Approach
Drums of Passion
Gula Gula
Heaven and Earth
Journey of the Drums
Kali's Dream
Lama's Chant
Mishima
Powaqqatsi
Rendezvous
Skeleton Woman
Songs of Sanctuary :
Transfer Station Blue
Voices
Waves
Anima
At the Edge
Divine Songs
Drummers of Burundi
Drums of Passion: The Beat
Exotic Dance
Force Majeure
From Spain to Spain
Gnawa Music of Marrakeshj
House of India
Little Buddha
Mask
Meeting Pool
Miracle Mile
Out of Africa
Oxygene
Pangea
Piano
Planets
Private Music of.
Rai Rebels
Rhythm Hunter
Sacred Site
Serpent's Egg
Stellamara
Tibetan Tantric Choir
Tongues
Totem
Whirling
Winds of Warning
Nomad
David Parsons
Vangelis (soundtrack)
James Asher
Peter Gabriel
Outback
James Asher
Ennio Morricone (soundtrack)
Hans Zimmer (soundtrack)
Trevor Jones (soundtrack)
Mickey Hart
Dead Can Dance
Vangelis (soundtrack)
Deep Forest
Nada Shakti & Bruce Becvar
James Horner (soundtrack)
Nusrat Fateh Ali Khan
Mickey Hart
Professor Trance & the Energizers
Vangelis
Tulku
Klaus Schultze
Scott Fitzgerald
Michael Stearns (soundtrack)
Gabrielle Roth
James Horner (soundtrack)
Vangelis
Osho
Brent Lewis
Raphael
John Williams (soundtrack)
Ravi Shankar
Scott Fitzgerald
Barbara Borden
Douglas Spotted Eagle
Michael Uyttebroek
Babatunde Olatunji
Mari Boine Persen
Kitaro/soundtrack
Prem Das.Muruga, & Shakti
Alex Jones
Lama Gyurme & Rykiel
Philip Glass (soundtrack)
Philip Glass (soundtrack)
Jean-Michel Jarre
Flesh & Bone
Adiemus
Michael Shrieve
Vangelis
Gabrielle Roth
OIO
Mickey Hart
Alice Coltrane
The Drummers of Burundi
Babatunde Olatunji
Anugamo & Sabastian
Tangerine Dream
Vox
Night Spirit Masters
d.j. Cheb I Sabbah
Ryuichi Sakamoto (soundtrack)
Vangelis
Baka Beyond
Tangerine Dream
Dan Wallin et al. (soundtrack)
Jean Michel Jarre
Dan Lacksman
Michael Nyman (soundtrack)
Gustav Hoist
Tangerine Dream
various
Brent Lewis
Michael Steams
Dead Can Dance
Sonya Drakulich & Jeff Stott
The Gyuto Monks
Gabrielle Roth
Gabrielle Roth
Omar Faruk Tekbilek
Adam Plack & Johnny White Ant