окулус | базы данных

Астрологические исследования

Базы данных


Выбрать базу 
Выбрать по дате 

Выборка для 20 ноября по всем годам


Имя Дата Время Зона Место Широта Долгота Пол
Selma Lagerlof
20.11.1858 21:00 +0:52 MARBACKA, VARMLAND, SWEDEN, EU 59N41 13E14
AUTHOR, NOBEL PRIZE/LITERATURE 1909, LESBIAN
ALSO SCHOOL TEACHER, HER BOOKS WERE TRANSLATED INTO 30 LANGUAGES, LOST, BOUGHT BACK FAMILY HOME

SADC : #7547
RODDEN RATING : C
DATA SOURCE : SS537
NAME AT BIRTH : Ottilia Lovisa Selma Lagerlof
NATIONALITY : SWEDISH
DATE OF DEATH : 16.03.1940
PLACE OF DEATH: MARBACKA, SWEDEN
RACE : WHITE
MARRIED : 0
CHILDREN : 0
TIMEZONE : LMT
LAST MODIFIED : 20.12.1995 18:11

Амалия Гольданская
Амалия Гольданская
20.11.1973 12:00 0 00.00.N 00.00.E Ж


ГОРДИМЕР (Gordimer), Надин
20.11.1923 12:00 +2 EET Springs, Transvaal, ЮАР 26.15.00.S 28.00.00. -
-----------
Нобелевская премия по литературе, 1991 г.
Надин Гордимер, писательница из ЮАР родилась 20 ноября 1923 года в семье ювелира в маленьком шахтерском поселке неподалеку от Йоханнесбурга. По окончании школы год училась в университете Йоханнесбурга. Писать начала в девятилетнем возрасте. Когда ей было 16 лет, выходивший в Йоханнесбурге журнал <Форум> напечатал новеллу <Завтра приходи снова>. В 40...50-х годах в ЮАР утверждался апартеид, росла расовая дискриминация, были запрещены браки между людьми различного цвета кожи. Сама писательница вспоминала, что в детстве воспринимала <собственную белую кожу> как признак преимущества, и только впоследствии как будто пережила второе рождение. Ситуация в стране для творческой интеллигенции была невыносимой: запрещено и сожжено 12 тыс. книг от Мопассана до Хемингуэя и Фолкнера, большинство писателей, в частности П. Абрахамс и А. Ла Гума, эмигрировали. Первый сборник рассказов Н. Гордимер <Лицом к лицу> увидел мир в 1949 г., а в 1953 г. вышел ее первый роман <Лживые дни>, где молодая героиня Хелен проходит такую же эволюцию, как и писательница. Творчество Гордимер отразило всю сложность общественно-политических обстоятельств, характерных для Юга Африки (хотя Гордимер всегда подчеркивала, что не была рупором политических идей). Роман Гордимер <Земля чужестранцев> (1958) - многоплановая картина йоханнесбургского общества середины 1950-х годов, увиденная глазами молодого англичанина-журналиста Тоби Ходда. Роман <Любовь по случаю> (1963) о бегстве героя от жестокости мира в свою личную, изолированную жизнь был в течение многих лет запрещен к изданию в ЮАР. Роман <Потерянный буржуазный мирок> (1966) в полной мере отразил нарастающее в Гордимер чувство одиночества и изоляции. В течение некоторого времени этот роман также находился под запретом в ЮАР. В романах <Почетный гость> (1970, премия памяти Джеймса Тейта Блэка 1971 года) и <Хранитель> (1974, лауреат Букеровской премии) интонация Гордимер еще более пессимистична, чувство изоляции еще более очевидно. Роман <Дочь Бургера> (1979) также подвергался цензурному преследованию. Мировой резонанс имел роман <Народ Джулая> (1981). В центре сказания - семья архитектора Смайзла. Бежав из Йоханнесбурга в деревню, семья живет у собственного слуги. Глубоко психологически Гордимер показывает отношения между жителями села и семьей белых, анализирует социальную и культурную бездну между ними. Потом вышли романы <Игрушка природы> (1987), <Сказание моего сына> (1990), среди сборников рассказов следует отметить <Шесть футов земли> (1956), <След Пятницы> (1960), <Не подлежит оглашению> (1965), <Спутники Ливингстона> (1971), <Наверняка в понедельник> (1976), <Объятия солдата> (1980) Роман <Июльские люди> (1981), сборник рассказов <Что-то где-то там> (1984) и два других романа - <Забавы природы> (1987) и <История моего сына> (1990) вновь подтверждают верность Гордимер своей постоянной теме - проблемам жизни в ЮАР. Как-то Гордимер заметила, что все ее произведения составляют единую книгу. И романы, и десятки ее рассказов пронизывает как тема расизма, так и осуждение эгоизма и разобщенности между людьми, бездуховности и нетерпимости. Несколько раз Гордимер выдвигали на Нобелевскую премию. В 1991 г. Нобелевская премия была присуждена Надин Гордимер <за литературное творчество>. Сборник <Прыжок> и другие рассказы (1991), вышедший вскоре после вручения Гордимер Нобелевской премии, включает рассказы, с разных сторон трактующие любимые темы писательницы, разнообразие манеры письма свидетельствует о виртуозности ее техники <малого жанра>. В романе <Рядом со мной - никого> (1994) Гордимер рассказывает историю Веры Старк, полностью посвятившей свою жизнь политике в надежде таким способом лучше понять самое себя. Роман <Домашнее ружье> (1998) некоторые критики назвали <триллером из жизни высших эшелонов власти>. В 1999 году вышла книга <Жизнь в надежде и в истории: Заметки о нашем веке>, куда вошли статьи и лекции Гордимер по проблемам литературы, культуры, правам человека и, разумеется, о ее работе и жизни в ЮАР. Романы, рассказы и статьи Надин Гордимер, обладательницы многих почетных званий и наград, переведены на 25 языков мира.

Дмитрий Булыкин
Дмитрий Булыкин
20.11.1979 12:00 0 00.00.00.N 00.00.00.E М


ЛАГЕРЛЕФ (Lagerlof), Сельма
20.11.1858 12:00 +0:52:56 LMT Marbacka, Швеция 59.41.00.N 13.14.00. -
-16.03.1940
Нобелевская премия по литературе, 1909 г.
Шведская писательница Сельма Оттилиана Ловиза Лагерлеф родилась в провинции Вермланд, в Южной Швеции. В семье Эрика Густава Лагерлефа, офицера в отставке, и урожденной Ловизы Валрот было пятеро детей, и Сельма была четвертым ребенком. В трехлетнем возрасте у девочки случился детский паралич, после которого она не могла целый год ходить и на всю жизнь осталась хромой. Воспитывалась она дома, главным образом под присмотром бабушки, которая рассказывала ей увлекательные сказки и легенды. В детстве Сельма жадно читала и сочиняла стихи. Решив стать учителем, она поступила в Королевскую высшую женскую педагогическую академию в Стокгольме и закончила ее в 1882 г. В том же году умирает ее отец, и родовое имение Морбакка продается за долги. Эта двойная потеря, отца и семейного дома, была для девушки тяжелым ударом. Вскоре Сельма получает место преподавателя в школе для девочек в Ландскроне на юге Швеции, где она становится очень популярной у своих учениц. Под впечатлением легенд и красочных пейзажей Вермланда она начинает писать роман и посылает первые главы на литературный конкурс, организованный журналом <Идун> ("Idun"). Редактор журнала не только присудил Л. первую премию, но и предложил ей напечатать весь роман целиком. Пользуясь материальной поддержкой своей подруги, баронессы Софи Альдеспаре, Л. взяла отпуск в школе и закончила роман <Сага о Йесте Берлинге> ("Gosta Berlings saga", 1891). Роман был написан в том романтическом стиле, чуждом реализму, который преобладал в произведениях Августа Стриндберга, Генрика Ибсена и других писателей Скандинавии того времени. В нем рассказывалось о приключениях байронического героя, священника-отступника. Вначале роман был плохо принят, но стал чрезвычайно популярным после того, как о нем написал известный датский критик Георг Брандес, увидевший в романе возрождение романтических принципов. После публикации первого романа Л. вернулась к преподавательской деятельности, но вскоре уволилась, чтобы писать свою вторую книгу, сборник новелл <Невидимые цепи> ("Osniiga lankar"), который появился в 1894 г. В этом же году Л. знакомится с писательницей Софи Элкан, которая становится ее ближайшей подругой. Благодаря стипендии, пожалованной королем Оскаром II, и финансовой помощи Шведской академии Л. могла теперь целиком посвятить себя литературе Во время путешествия на Сицилию писательница собирает материал для своей следующей книги <Чудеса антихриста> ("Antikrists mirakler", 1898). Эта книга, действие которой происходит на Сицилии, была написана как сатира на социализм. Поездка в Палестину и Египет дала Л. материал для создания двухтомного романа <Иерусалим> ("Ierusalem: Dalarne", 1901, "Ierusalem: In det heliga lander", 1902). Это история семей шведских фермеров, которые эмигрировали в Палестину Роман получил высокую оценку за глубокий психологизм в изображении флегматичных на вид шведских крестьян, ищущих духовный идеал. Книги Л. были настолько популярны, что она смогла в 1904 г. выкупить имение Морбакка В этом же году она получила золотую медаль Шведской академии. Два года спустя был опубликован ее знаменитый детский роман <Чудесное путешествие Нильса Хольгерссона по Швеции> ("Nils Holgerssons underbara resa genom Svenge"), а в 1907 г. вышла другая детская книга Л. - <Девочка с фермы на болотах> ("Tosen fran Stormyrtorpet"). Обе книги написаны в духе народных сказаний, в них сочетается мечтательность волшебных сказок с крестьянским реализмом. В1909 г. Л. была присуждена Нобелевская премия <как дань высокому идеализму, яркому воображению и духовному проникновению, которые отличают все ее произведения>. Слово для торжественного поздравления было предоставлено члену Шведской академии Клаэсу Аннерстедту, который назвал <Сагу о Йесте Берлинге> <знаменательной книгой и не только потому, что она решительно порывает с нездоровым и фальшивым реализмом нашего времени, но и потому, что ее отличает исключительная оригинальность>. Л. соединяет в своем творчестве <чистоту и простоту языка, красоту стиля и богатство воображения с этической силой и глубиной религиозных чувств>, - сказал также Аннерстедт. Ответная речь писательницы представляла собой причудливую фантазию, в которой будто бы перед ней появляется ее отец - <на веранде в саду, полном света и цветов, а над ним кружатся птицы>. Во время беседы с отцом она говорит, что боится не оправдать ту огромную честь, которую оказал ей Нобелевский комитет. Подумав, отец стучит кулаком по подлокотнику кресла-качалки и заявляет <Я не собираюсь ломать себе голову над проблемами, которые невозможно решить ни на небе, ни на земле Я слишком счастлив оттого, что тебе дали Нобелевскую премию, чтобы беспокоиться еще о чем-нибудь>. После получения Нобелевской премии Л. продолжала писать о Вермланде, его легендах и о тех ценностях, которые олицетворяет собой родной дом. Она также много времени уделяла феминизму, в 1911 г. выступала на международной женской конференции в Стокгольме, а в 1924 r в качестве делегата женского конгресса ездила в Соединенные Штаты. В 1914 г. Л. избирают членом Шведской академии В начале 20-х гг. она становится в ряд ведущих шведских писателей. К этому времени Л. выпустила несколько популярных автобиографических книг, среди них воспоминания о детстве <Морбакка> ("Marbacka", 1922). Некоторые ее романы были экранизированы. Перед началом второй мировой войны в нацистской Германии ее приветствовали как <нордическую поэтессу>, однако стоило Л. начать помогать немецким писателям и деятелям культуры спасаться от нацистских преследований, германское правительство резко ее осудило. За год до смерти Л. помогла оформить шведскую визу немецкой поэтессе Нелли Закс, чем спасла ее от нацистских лагерей смерти. Глубоко потрясенная началом мировой войны, а также разразившейся советско-финляндской войной, она пожертвовала свою золотую нобелевскую медаль Шведскому национальному фонду помощи Финляндии. После продолжительной болезни Л. умерла от перитонита в своем доме в возрасте 81 года. Необыкновенно популярная в Швеции, где ее ценят за незабываемые картины шведской природы и обычаев, Сельма Л. пользуется успехом и за рубежом, хотя не без оговорок. Так, в предисловии к монографии о Л. английская писательница Виктория Сэквил-Уэст писала, что <больше всего удаются Л. мифы, саги и предания, что же касается психологии, а также чистого бытописательства, то это не самые сильные ее стороны>. Сравнивая Л. с датским писателем Исаком Динесеном, литературовед Эрик Йоханессон отмечает в <Скандинавских исследованиях> (I960): <Вселенная Л. - это моральная вселенная, в которой основной конфликт между добром и злом и в которой Бог уверенно ведет героев к счастливому концу. По этой причине ее книги носят порой дидактический оттенок>. Для шведского композитора Хуго Альфена <читать Л. - это все равно что сидеть в полумраке испанского собора, когда не знаешь, происходит ли все это во сне или наяву, но всем существом чувствуешь, что находишься на святой земле.

ФРИШ (Frisch), Карл фон
20.11.1886 12:00 +1:05:20 LMT Вена, Австрия 48.13.00.N 16.20.00 -
-12.06.1982
Нобелевская премия по физиологии и медицине, 1973 г.
совместно с Конрадом Лоренцем и Николасом Тинбергеном. Австрийский зоолог Карл фон Фриш родился в Вене, был младшим из четырех сыновей Антона Риттера фон Фриша, хирурга и уролога, и его жены Марии (урожденной Экснер). Родственники, среди которых были ученые, врачи и профессора, стимулировали интеллектуальное развитие любознательного мальчика. В загородном доме на оз. Вольфганг в Брюнвинкле, где семья проводила лето, маленький Карл мог без помех предаваться своим увлечениям, проводя долгие часы в наблюдениях за животными. Он вел подробные записи о своих наблюдениях и писал статьи для журналов, издаваемых любителями природы. Окончив <Шоттенгимназиум> - среднюю школу при бенедиктинском монастыре в Вене, Ф. надеялся присоединиться к какой-либо научной экспедиции. Но, подчинившись желанию отца, он в 1905 г. поступил в медицинскую школу Венского университета. Там под руководством своего дяди, известного физиолога Зигмунда Экснера, он погрузился в исследования, связанные с распределением пигмента в зрительных клетках жуков, бабочек и креветок. Вскоре, однако, он оставил медицину, сменив ее на этологию - науку о поведении животных, изучением которой он занялся в Зоологическом институте Мюнхенского университета, признанном центре экспериментальной биологии. Проводя исследования под руководством Рихарда фон Гертвига, Ф. заинтересовался восприятием света и эффектом изменения окраски у некоторых рыб под его воздействием. После возвращения в Венский университет он продолжил свою работу, за которую в 1910 г. получил степень доктора философии. В то время считалось, что рыбы и все беспозвоночные полностью лишены цветового зрения. Подобное мнение отстаивал Карл фон Гесс, директор Мюнхенской глазной клиники. Ф. опроверг эту теорию с помощью экспериментов, в ходе которых особи гольяна после тренировки начинали дифференцированно реагировать на различные цвета. Т. к. Гесс отказался признать выводы Ф., полученные в опытах с гольяном, тот подверг резкой критике взгляды старого ученого, который, как ему казалось, пытался дискредитировать его труды. Позже Ф. стал терпимее относиться к этому инциденту, потому что благодаря этому научному спору его исследования привлекли к себе внимание других ученых. Будучи дарвинистом, Ф. считал маловероятным, чтобы насекомые были неспособны различать цвета. Он предполагал, что поразительные комбинации окраски цветков возникли в процессе эволюции именно потому, что выполняли роль сигналов, привлекая насекомых, которые в поисках нектара переносили пыльцу растений, обеспечивая их размножение. Получив должность в Мюнхенском универститете в 1912 г., он начал проводить эксперименты с целью подтверждения своей гипотезы о наличии цветового зрения у пчел. Ему удалось обучить этих насекомых устанавливать связь пищи с определенным цветом. Привыкнув связывать пищу с квадратом определенного цвета, пчелы садились на этот квадрат и при отсутствии на нем пищи и при изменении положения этого квадрата относительно квадратов другого цвета. Первая мировая война прервала исследования Ф. Из-за плохого зрения он не был призван в армию, но работал в военном госпитале неподалеку от Вены. В январе 1919 г. Ф. вернулся в Зоологический институт Мюнхена в качестве адъюнкт-профессора. Спустя два года он стал адъюнкт-профессором Ростокского университета, а в 1923 г. получил должность профессора в Бреславском университете (ныне г. Вроцлав, Польша). Все эти годы он продолжал заниматься изучением пчел. В процессе исследований он доказал, что пчелы способны различать до десятка разных запахов: они безошибочно выбирали картонный ящик, который привлекал их цветочным ароматом, исходящим от блюдца с сахарным сиропом. Когда сироп кончался, пчелы переставали залетать в этот ящик. Но стоило пчеле-разведчице обнаружить новый источник пищи, как туда немедленно отправлялся большой рой пчел. <Мне было ясно, - напишет впоследствии Ф. в своей автобиографии, - что сообщество пчел обладало превосходной разведывательной службой, но я не мог понять до конца, как она действовала>. Весной 1919 г. Ф. провел следующий эксперимент: пометив краской несколько рабочих пчел, он проследил поведение пчелы, попробовавшей корм из блюдца с сахарным сиропом и вернувшейся в улей. <Я едва мог поверить своим глазам, - пишет Ф., - когда она исполнила круговой танец на медовых сотах, чем привела в сильное возбуждение находящихся рядом с ней пчел, помеченных краской, которые немедленно полетели к месту кормежки... Это было, как я думаю, наиболее важное наблюдение в моей жизни, во всяком случае, имеющее самые далеко идущие последствия>, - заметил Ф. В течение нескольких лет он работает над тем, чтобы раскрыть смысл танца пчел. В 1925 г. Ф. вновь вернулся в Зоологический институт Мюнхенского университета, на этот раз как преемник Рихарда фон Гертвига. Через восемь лет под его наблюдением строится новый лабораторный корпус, специально сконструированный для исследовательских нужд. После почти полного разрушения института во время второй мировой войны Ф. уехал в Брюнвинкль для продолжения своих исследований. В 1946 г. он стал профессором Университета Граца, но спустя 4 года вернулся в Мюнхен заново отстраивать Зоологический институт, где оставался директором до ухода в отставку в 1958 г. С годами Ф. понял, что танец пчел намного сложнее, чем ему поначалу казалось. Он узнал, что пчелы передают друг другу информацию о примерном направлении полета к новому источнику пищи, расстоянии до него, а также количестве пищи в нем с помощью серии тщательно разработанных танцев, отдельные па которых и содержат соответствующую информацию. Если пища находится близко, пчела исполняет <круговой танец>, если расстояние до источника пищи превышает 85 м, пчела пользуется <вихляющим> танцем в виде восьмерки. Ф. обнаружил также, что угол исполнения пчелами этого танца по отношению к вертикальной оси медовых сот соответствует углу, образуемому источником пищи относительно солнца. Он узнал также, что даже при переменной облачности пчелы могут находить пищу, ориентируясь относительно плоскости поляризации света от просветов чистого неба между облаками. Ф. был удостоен Нобелевской премии по физиологии и медицине 1973 г. совместно с двумя другими этологами Конрадом Лоренцем и Николасом Тинбергеном <за открытия, связанные с созданием и установлением индивидуальной и групповой модели поведения>. <Открытия, сделанные Нобелевскими лауреатами этого года... могут... показаться не столь уж важными с точки зрения физиологии человека или медицины, - сказал в речи по случаю награждения Бьорг Кронхольм из Каролинского института. - Однако эти открытия послужили предпосылкой для проведения обширных исследований, объектом которых стали также и млекопитающие>. Кроме того, добавил Кронхольм, работы лауреатов могут иметь существенное значение для оценки <воздействия аномальных психосоциальных ситуаций на индивидуумов>, - таких воздействий, сказал он, которые <могут вызывать не только отклонения в поведении, но и серьезные соматические заболевания>, подобно гипертонической болезни или инфаркту миокарда. Ф., которому к тому времени исполнилось 87 лет, представлял на церемонии награждения его сын Отто. Ф. приписывалась честь неожиданного открытия <сенсорных окон>, сквозь которые животные воспринимают мир: например, пчелы пользуются для этого цветом и поляризованным светом. По мнению специалистов в области поведения животных Питера Марлера и Дональда Р. Гриффина, <революционность открытия состояла в том, что с помощью гибкой системы канонических дифференцированных жестов насекомое может передавать информацию другим особям закрытой интегрированной совокупности насекомых относительно отдаленных объектов, жизненно необходимых для социальной группы в целом. При этом поведенческая преемственность между животными и человеком достигает такой степени целостности, что становятся возможными сравнения между коммуникативными связями у животных и речью у человека>. В 1917 г. Ф. женился на Маргарет Мор - медсестре и художнице, которая впоследствии иллюстрировала издаваемые сборники его лекций, у них было три дочери и сын. Ф. умер 12 июня 1982 г. Среди наград Ф. - Магелланова премия Американского философского общества (1956), премия Калинги, присуждаемая ЮНЕСКО (1959), премия Еудженио Болзана по биологии, присуждаемая Болзановским фондом (1963). Он был членом академий наук Мюнхена, Вены, Гёттингена, Упсалы, Стокгольма и Вашингтона (Федеральный округ Колумбия), а также иностранным членом Лондонского королевского общества.

Шон Янг
Шон Янг
20.11.1959 10:46 -4 Луисвилль, Кентукки, США 38.25.N 85.76.W Ж